История трамваев 1 и 2
Gruzdev N.B.
05.05.2005 12:43
Я уже приводил на данном форуме сведения об эволюции трамвайных маршрутов Свердловска, но только с 1969 года. Попробую теперь описать их историю подробнее. 1 Маршрут 1 появился одновременно с самим Свердловским трамваем 7 ноября 1929 года и пошёл, разумеется, по первой в городе линии: Вокзал- Свердлова- Толмачёва- Ленина- 8 Марта – пл. Горсовета (в районе Южного депо). На следующей фотографии с сайта Максима - один из первых вагонов Х 1-го маршрута на ул. Свердлова: http://etram.by.ru/photos/hist/hist50.jpg (начало 1930-х) В 1934 году маршрут был продлён по 8 Марта до Щорса (где сейчас автовокзал), а в 1937 его продлили и в другую сторону- по Челюскинцев до Управления дороги. По маршруту «Управления дороги- Щорса» 1-й трамвай ходил по всей вероятности до 1956 года, после чего был продлён на Вторчермет (когда к линии, ведущей туда, пристроили второй путь). Затем, после того, как в 1959 открылась линия через мост по Челюскинцев, маршрут был закольцован в центре города по Ленина, Московской, Челюскинцев, Свердлова , Толмачёва, Ленина. На следующей карте 1965 года : http://www.1723.ru/read/map/1965.jpg как мне кажется, маршрут показан именно в таком виде. Но точно разобрать трудно, качество плохое. Возможно, что тогда ещё было кольцо «Управления дороги» и 1-й разворачивался на нём. Danny, надежда на Вас, попытайтесь по справочникам уточнить, как именно ходила «единица» в те годы ! К 1969 году вместо Свердлова и Толмачёва маршрут обратно стал ходить по Луначарского (по трассе «Вторчермет- пл.1905 года – Московская- Вокзал- гост. «Исеть»- пл.1905 года- Вторчермет»). До конца 1950-х по маршруту ходили вагоны Х (наверняка с прицепами М), в 1960-е и начале 1970-х – Т-2, наверняка были и узкономерные Т-3 В 1974 году, когда уже была линия в Юго- Западный район, стал ходить «Вторчермет- Волгоградская», а примерно в 1978 году перенаправлен на Керамический завод. В 1982 году маршрут снова стал ходить на Вторчермет, а в другую сторону был продлён до ВИЗа, приобретя современный вид. В 1970-е – начале 1980-х годов, когда 1-й ходил до Волгоградской, по маршруту ходили вагоны Т-3 с квадратным маршрутным указателем, в т.ч. трёхдверные (с 1978 года) и только очень редко встречались Т-3 с длинным узким маршрутным указателем. Но после продления маршрута на ВИЗ узкономерные вагоны стали появляться на «единице» чаще. Напомню, что о ПС 1-го маршрута в 1980-е годы писал Shurick: > C того момента, как его продлили до ВИЗа, на нем ходили: > Двухдверки: 428 (c узким маршрутным указателем), 438 (то же), 440 > (см. выше, о нем я уже писал), 456, 457 (с узким маршрутным > указателем, при том, что 456 был уже с обычным, похоже > перебивка), 476, 491 >Трехдверки: 543, 556, 565, 576, 306, 307, 351, 352, 353 (по мере >поступления), 558, 562 (два последних - после расцепления >тройников) >Из двухдверок в Западное по-моему успели уйти только 476, 491 и по->моему непотопляемый 457 (!), если я ничего не путаю именно он >получил номер 601. >Трехдверки ушли все, правда в Западном депо на 1-м маршруте они >долго не задержались, разбежавшись по разным маршрутам. На >единицу тогда предпочитали ставить сплотки Т-3М. Единственным, >кто остался верен 1-му маршруту, оказался все тот же 543 (641), >который хоть и ходит теперь хвостом за 650 (544), но по-прежнему >на единице. До 1989 года по маршруту ходили лишь одиночные вагоны, затем стали появляться сцепки. Тогда же на нём впервые появились вагоны Т6В5 (это был поезд 744-745). В 1998 году какое- то время ходил на Керамику, затем снова вернулся на Вторчермет. 2 2-й маршрут исторически связан со второй линией Свердловского трамвая (от ВИЗа до площади 1905 года по Кирова, Верх- Исетскому бульвару и Ленина ). Маршрут был открыт одновременно с линией 15 июля 1930 года. Сначала ходил только до площади (там было кольцо), а вскоре был продлён по Ленина, Толмачёва и Свердлова до вокзала. В 1933 году, когда пристроили второй путь к линии на Уралмаш, был продлён по ней (ВИЗ- Уралмашзавод), а уже после войны (в 1948) перенаправлен на Эльмаш (в связи с открытием туда новой линии) Кстати, никто не знает, где было кольцо «Эльмаш» изначально ? Через год (в 1949) линия на Эльмаше была продлена до нынешнего кольца на ул. Донской, а вместе с ней продлён и 2-й маршрут. По трассе ВИЗ- Вайнера- Толмачёва- Вокзал- Эльмаш маршрут 2 ходил примерно до 1975 года. Затем был перенаправлен со старого эльмашевского кольца на новое- «Фрезеровщиков». В 1930-е- 1950-е годы по маршруту ходили вагоны Х с прицепами М; были и трёхвагонные поезда (возможно, Х+М+ПВ с 1943 года), видимо были эти вагоны и в 1960-е. Есть основание считать, что с 1950-х по начало 1970-х были на «двойке» и МТВ-82. Но уже в середине 1970-х по маршруту ходили только вагоны Т-3 с квадратным маршрутным указателем (в 1970-е преобладали двухвагонные сцепки; в 1-й половине 1980-х- одиночные вагоны) В 1979 году после снятия линии с Толмачёва и Свердлова 2-й маршрут был направлен по Луначарского (через гост. «Исеть»). С осени 1979 до 1986 года от пл. Коммунаров ходил по Челюскинцев через вокзал, а в обратную сторону- по Луначарского и Ленина. С 1986 снова стал ходить через гост. «Исеть» в оба направления. С тех пор существенно не менялся, разве только в 1997 была перекладка путей в Пионерском, а в 1998 небольшой перенос кольца «Фрезеровщиков». Danny, если у Вас есть более точные сведения о подвижном составе маршрутов до начала 1970-х, обязательно поправляйте! Re: История трамваев 1 и 2
danny
05.05.2005 15:53
Все точно, кроме: 1-й с 1959 ходил по кольцу по час.стрелке- Ленина-Челюс-Лунач-Ленина- всегда по Луначарского , по Свердлова он не ходил! Подстанция № 22 в пер.Встречном пущена все-таки в 1973г., поэтому 1-й на Волгоградскую пошел в 1973 (в самом конце). На Керамику в 1978- не рано? На январь 1983г. маршрут 1- ВИЗ- Керамика! В 1957 на двойке были трехвагонные- остальное неизвестно. В августе 1997 проведен капитальный ремонт трамвайного пути по проспекту Ленина, от ул.К.Либкнехта до ул.Луначарского. В октябре-ноябре- Луначарского, причем 7-13 ноября 1997 по ул.Луначарского ходил челноком –двухвагонный трамвай спереди и сзади- водители, с зажженными фарами. Re: История трамваев 1 и 2
hiv
05.05.2005 20:19
danny писал(а):
> Подстанция № 22 в пер.Встречном пущена все-таки в 1973г., > поэтому 1-й на Волгоградскую пошел в 1973 (в самом конце). Да ПС 22 включена в 1973, а 1-й пошел осенью 74-го, то что осенью это совершенно точно. Там вагоны были новые Т-3, и запускали их в ЮТД когда снега небыло, примерно в октябре. Я видел. А впрочем, какая разница в этой хронологии?!! Сообщение изменено (05-05-05 20:23) Re: История трамваев 1 и 2
danny
06.05.2005 02:09
Ага- Вы ещё скажите- зачем вообще эта хронология? или зачем вообще этот форум? А уж если мы исследуем наш транспорт, так почему тока приблизительно? Я вот в идеале хочу всё вплоть до часов запуска той или иной линии, маршрута и т.п. знать! Просто для порядка:) Или... у меня вот одно оч.важное событие произошло в жизни. И я не мог вспомнить когда оно случилось... думал году в 1984м, но в тот день пустили трамваи на ЖБИ :))) И я стал рыть и нарыл, что их пустили 15 10 1983г... и это тока 1 пример... Так что дополняйте ув. HIV и не сомневайтесь- какая разница! :) Re: История трамваев 1 и 2
hiv
06.05.2005 22:10
А я и не сомневаюсь! Только уж очень скучно все это, №такой-то + №такой-то, пошел по улице такой-то... Может о электромагнитных процессах в ТЭД поговорим! Или об устройстве опор, схеме питания контактной сети или устройстве тяговых подстанций, обсудим конструкцию и схемы СПЕКТРа?...
И еще, если электровоз ЧС-7-192 вышел с завода с этим номером, то этот номер сохраняется за ним пожизненно и не зависит от дороги и депо приписки. По номеру можно судить об особенности конструкции данного локомотива, о его модернизации. Например, ЧС-2 до № 305 имели схему перехода с одного соединения ТЭД на другое методом шунтирования, при этом часть двигателей не развивала тягового усилия. После № 305 переход осуществляется по мостовой схеме, что позволяет сохранить тяговое усилие всех ТЭД. Изменена также схема вентиляции ТЭД и пусковых резисторов. А что говорит № 305 трамвая в Екатеринбурге, или еще более того в каком-либо другом городе? Кроме того, что сейчас приписан к Южному депо!? Да еще за время эксплуатации он уже пять раз поменялся. Так что составлять списки регистрационных номеров совершенно бессмысленно! Сообщение изменено (07-05-05 06:26) Re: История трамваев 1 и 2
danny
08.05.2005 03:22
Ясно! Всё оч просто! НЕ ЧИТАЙТЕ историю трамваев и всё! У вас есть выбор. Я уже попросил Груздева Н.Б. писать не по 2 номера а по 10. Всего 34 маршрута - за 3 раза мы управимся, так что потерпите! А так есть общие правила- наша дискуссия под них подпадает. А нам это важно, и выносим это сюда потому, что обязательно кто-то что-то добавит! Я так сделал с автобусами и оч. многое дополнил. История трамваев 1 и 2 (новые дополнения)
Груздев Н.Б.
31.05.2006 09:31
> 1 > По маршруту «Управление > дороги- Щорса» 1-й трамвай ходил по всей вероятности до 1956 > года, после чего был продлён на Вторчермет (когда к линии, > ведущей туда, пристроили второй путь). Затем, после того, как > в 1959 открылась линия через мост по Челюскинцев, маршрут был > закольцован в центре города по Ленина, Московской, > Челюскинцев, Свердлова , Толмачёва, Ленина. > Все точно, кроме: > 1-й с 1959 ходил по кольцу по час.стрелке- > Ленина-Челюс-Лунач-Ленина- всегда по Луначарского , по > Свердлова он не ходил! И ещё. Несколько позже Danny привёл сведения, что по Луначарского 1 трамвай стал ходить с 1955 года, когда открыли линию по этой улице от Ленина до Челюскинцев (т.е. его трасса тогда стала такой: Щорса- Пл. 1905 года- Оперный театр- Луначарского- Вокзал- Управление дороги», а с 1959 года маршрут был закольцован, как описано выше > 2 > В 1933 году, когда пристроили второй путь > к линии на Уралмаш, был продлён по ней (ВИЗ- Уралмашзавод) Как нам сообщил Дмитрий_М, с мая 1943 примерно до 1945 года действвал также маршрут 2в, который ходил от ВИЗа до вокзала (как обычная «двойка» в 1930-1933) > а > уже после войны (в 1948) перенаправлен на Эльмаш (в связи с > открытием туда новой линии) Точнее это было в ноябре 1948, как сообщил Дмитрий > Кстати, никто не знает, где было > кольцо «Эльмаш» изначально ? Оно было на углу Краснофлотцев и Старых Большевиков > Через год (в 1949) линия на Эльмаше была продлена до нынешнего > кольца на ул. Донской, а вместе с ней продлён и 2-й маршрут. Точнее это было в ноябре 1949 > Есть основание считать, что > с 1950-х по начало 1970-х были на «двойке» и МТВ-82. Да, были. Это подтверждают и hiv, и Ушелец. Причём, согласно версии hivа , были на этом маршруте и двухвагонные поезда из таких вагонов. Я, однако, в своей сознательной жизни не успел застать на «двойке» МТВ-шек > Уже в 1976 году по маршруту ходили только вагоны > Т-3 с квадратным маршрутным указателем История трамвая 2 (новые дополнения)
Груздев Н.Б.
31.05.2006 14:12
Да, я забыл отметить ещё кое-какие детали, которые также коснулись 2-го маршрута. 1. Изначально с Верх- Исетского бульвара трамваи (в т.ч. и 2-го маршрута) сразу выезжали наискосок на Ленина. А потом их схему движения на площади Коммунаров изменили, и она стала такой, как сейчас. Могу ошибиться, но по-моему это было в 1959 году в связи с открытием линии по Московской- Челюскинцев 2. До 1960 года кольцо ВИЗ находилось на площади Субботников напротив ныненшего ДК Металлургов. Трамваи (в т.ч. и 2-го маршрута) разворачивались на этом кольце и шли в центр сразу по Кирова. А в 1960 году произведена глобальная реконструкция этого кольца: конечную станцию перенесли на современное место, а по ути обратно в центр трамваи стали делать объезд по переулкам Синяева и Левшинскому История трамваев 1 и 2, новые дополнения
Н.Б. Груздев
20.08.2007 11:31
1
В 2007 году в Западном депо впервые появилась сцепка из вагонов 71-403. Это были вагоны 828 и 827. По окраске они светло-бежевые, какими изначально были другие "Спектры" 403-й модели в Западном депо, но с коричневой подоконной полосой. После ходовых испытаний эта сцепка 828+827 в июле 2007 года вышла именно на 1 маршрут 2 > С 1986 снова стал ходить > через гост. «Исеть» в оба направления. С тех пор > существенно не менялся, разве только в 1997 была > перекладка путей в Пионерском, а в 1998 небольшой > перенос кольца «Фрезеровщиков». А в декабре 2006 было ещё одно несущественное изменение- перенос линии с Кирова на Ибаррури
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]