ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Автобусы "Икарус-280 и 260" и трамваи Т-3. Эволюция особенностей
Н.Б. Груздев  23.05.2013 15:11

Недавно я защитил, наконец, диссертацию, и теперь у меня будет больше времени, чтобы бывать на форуме.
В этой теме попробую вспомнить эволюцию особенностей трамваев Т-3 и автобусов «Икарус-260 и 280».
Ну про узкономерные вагоны Т-3 уже давно была целая тема.
До 1977 года все трамваи Т-3 были двухдверные. Их задние фонари были с оранжевыми краями и красной серединой (только у большинства узкономерных вагонов они стояли горизонтально на малом расстоянии друг от друга, а у вагонов 1970-х годов выпуска – вертикально по бокам). Боковой оранжевый указатель поворота (на перегородке между первым и вторым окнами, считая от первой двери) имел полуэллипсоидальную форму (впрочем, такой указатель многие Т-3 имеют и сегодня), а спереди по бокам стояло по два фонаря такой же полуэллипсоидальной формы (их также и сейчас имеют многие вагоны), которые в большинстве случаев были белые, но где-то в 1977-78 годах я встречал несколько вагонов, у которых эти фонари имели оранжевый цвет.
С 1978 года вагоны стали прибывать в трёхдверном варианте. Кроме того, изменились задние фонари: теперь они имели края оранжевый (указатель поворота) и красный, а среднюю часть- бесцветную. Потом новые фонари начали ставить и на некоторые двухдверные вагоны (вместо старых)- и на узкономерные (например, на 382 и 411) и на вагоны с квадратными указателями маршрутов.
А в 1985-86 годах в Свердловск поступали вагоны Т-3 с фонарями нового вида. У вагонов, поступивших в то время боковой оранжевый указатель поворота (на перегородке между первым и вторым окнами, считая от первой двери) имел уже иной вид – с прямоугольным сечением. Сзади и спереди по бокам у них стояло по два расположенных один над другим таких же фонаря, только спереди они были оранжевый и белый, а сзади - оранжевый и красный. Кроме того, наддверные коробки (внутри салона), как сейчас помнится, у этих вагонов имели слегка желтоватый низ. В Южном депо первым таким вагоном был 336 (он ходил тогда по 21 маршруту), который потом (после перехода в Западное депо) получил номер 712, а ныне он 621. Из сцепок вагонов с такими особенностями могу указать 341-342 (она работала тогда на 4 маршруте; сейчас ходит по 15). В северном депо одними из таких вагонов были ходившие в сцепке по 26 маршруту 260 и 261 (после перехода в Западное депо эти вагоны получили номера 717 и 713, а ныне – 611 и 612).

Ну а потом на ряде вагонов появлялись фонари других типов. А ряд бывших двухдверных вагонов получил в ходе КВР средние двери.

Теперь что касается автобусов «Икарус-260 и 280». В 1970-е годы автобусы этих типов имели следующие особенности.
1. Маленькие узкие форточки
2. Белые поручни и белые (как сейчас помнится, с коричневатым оттенком) наддверные коробки в салонах.
3. Цельнометаллическую (жёлтого цвета, как и сами автобусы) кабину водителя.
4. Круглые пластмассовые кнопки зелёного (для открытия дверей) и красного (для закрытия дверей) с чёрным пластмассовым основанием (тоже круглым) в кабине водителя. Кстати, при открытых дверях красные кнопки подсвечивались изнутри.
5. Самые первые «Икарусы-280», как и их предшественники «Икарусы-180» имели серую «гармошку» и старый опознавательный знак автопоезда (не три оранжевых огня, а пластмассовый треугольник, подсвечиваемый изнутри в тёмное время суток). Кстати, «Икарусы-280» в 1970-е годы постоянно работали лишь на пяти маршрутах: 18, 24, 25, 31 и 35.

Примерно в 1978 году появились первые «Икарусы-280» с чёрной «гармошкой»: сначала на 24, 25 и 31 маршрутах, а на 18 и 35 несколько позже. Примерно тогда же (или чуть позже) начали появляться «Икарусы-280» с опознавательным знаком в виде трёх огней.
Первый «Икарус-280» с форточками современного типа я видел летом 1980 года на 18 маршруте. Потом они появились и на других. Первые «Икарусы-260» с форточками современного типа, как сейчас помнится, появились где-то на стыке 1980 и 1981 годов на маршрутах, ходивших (уже тогда) от Восточной, где они работали в то время совместно с ЛиАЗами-677 (10, 27, 32, 45). Где-то в 1981-82 годах «Икарусы-280» начали постоянно ходить по 21 и 23 маршрутам, позже – по 43, потом по 16 и по другим маршрутам, где прежде работали лишь короткие «Икарусы».
Кстати, в некоторых «Икарусах-260 и 280» наряду с обычными кнопками открытия и закрытия дверей было ещё по две большие кнопки (в новых «Икарусах-280», поступивших в начале 1980-х, они были такие же, как в трамваях – ярко-зелёная и ярко-красная с металлической блестящей оправой, а в более старых автобусах – иного вида: тоже в металлической оправе, но несколько выше – чёрная и бледно-красная), нажав на которые, водитель мог открыть или закрыть одновременно все двери, кроме передней.
Где-то в 1983 году появились первые «Икарусы-280» с чёрными наддверными коробками и чёрными поручнями. Кстати, на 18 маршруте тогда было несколько автобусов, где наддверные коробки были уже чёрные, а поручни – ещё белые. А вот, например, на 23 сразу появились автобусы, где и то, и другое было чёрным.
А во второй половине 1980-х – первые «Икарусы» с привычной для нас чёрной (пластмассовой) кабиной водителя. Примерно тогда же (или попозже) стали появляться автобусы с привычными для нас кнопками открытия и закрытия дверей.
Где-то в 1989 или 1990 году появилось несколько «Икарусов-280» с двухстворчатыми дверьми и люминесцентным освещением салона (например, на 18 маршруте).

Уже в послесоветское время появилось несколько «Икарусов нетрадиционного вида. Весной 1994 – несколько бело - голубых «Икарусов-280» с двухстворчатыми дверьми и смещённой второй дверью. А осенью того же года – несколько «Икарусов-280» с оттенками белого и тёмно-фиолетового (цвета Арбатско-Покровской линии) цветов, потом и несколько «Икарусов-260» такой же раскраски.

Re: Автобусы "Икарус-280 и 260" и трамваи Т-3. Эволюция особенностей
Н.Б. Груздев  08.11.2013 12:19

Я ещё вот что забыл отметить. В середине и 2-й половине 1980-х в Свердловске ещё было несколько "Икарусов-280" нетрадиционной окраски - бело-красные (с темноватым оттенком красного цвета). Впервые они появились в середине 1980-х, тогда такой автобус был на 41 маршруте и вроде бы на 38 (хотя 38 маршрут обслуживался в то время уже АП-1 и по нему ходили ЛиАЗы-677 и ЛАЗы-695Н, но, тем не менее бело-красный "Икарус-280" на нём какое-то время ходил). Где-то в те же годы появился АП-6 и в дальнейшем бело-красные "Икарусы-280" работали именно в этом автопарке (ходили по 21, 50 и, вроде бы, по 23 и 55 маршрутам)

Re: Автобусы "Икарус-280 и 260" и трамваи Т-3. Эволюция особенностей
Valentino7777  10.11.2013 12:19

Цитата (Н.Б. Груздев)
Я ещё вот что забыл отметить. В середине и 2-й половине 1980-х в Свердловске ещё было несколько "Икарусов-280" нетрадиционной окраски - бело-красные (с темноватым оттенком красного цвета). Впервые они появились в середине 1980-х, тогда такой автобус был на 41 маршруте и вроде бы на 38 (хотя 38 маршрут обслуживался в то время уже АП-1 и по нему ходили ЛиАЗы-677 и ЛАЗы-695Н, но, тем не менее бело-красный "Икарус-280" на нём какое-то время ходил). Где-то в те же годы появился АП-6 и в дальнейшем бело-красные "Икарусы-280" работали именно в этом автопарке (ходили по 21, 50 и, вроде бы, по 23 и 55 маршрутам)

Насчет 41 маршрута не соглашусь. Я с начала 1980-х до конца 1991 прожил в районе следования 41 маршрута, окна выходили у меня прямо на Гурзуфскую, где он ездил, да и в те годы я почти каждый день им пользовался. Но тогда на маршруте не было никаких Ик-280, тем более бело-красных. Был только примечательный Ик-260 желтого цвета, с красным бортом с надписью белыми стилизованными буквами "Каменный пояс", с желтыми шторками в салоне, 4 головными фарами. И еще на нем вроде колпаки на колесах были белые фирменные из металла. Очень интересно, куда он потом делся. Может быть его превратили в обычный Ик-260.

Re: Автобусы "Икарус-280 и 260" и трамваи Т-3. Эволюция особенностей
Н.Б. Груздев  10.11.2013 18:28

Цитата (Valentino7777)
[

Насчет 41 маршрута не соглашусь. Я с начала 1980-х до конца 1991 прожил в районе следования 41 маршрута, окна выходили у меня прямо на Гурзуфскую, где он ездил, да и в те годы я почти каждый день им пользовался. Но тогда на маршруте не было никаких Ик-280, тем более бело-красных. Был только примечательный Ик-260 желтого цвета, с красным бортом с надписью белыми стилизованными буквами "Каменный пояс", с желтыми шторками в салоне, 4 головными фарами. И еще на нем вроде колпаки на колесах были белые фирменные из металла. Очень интересно, куда он потом делся. Может быть его превратили в обычный Ик-260.

Ну, вообще-то, на 41 маршруте, как и на 38, бело-красный "Икарус-280" не прижился, он быстро с него исчез. Но, тем не менее, какое-то время он по нему ходил. Именно в середине 1980-х (это было перед Новым годом, то ли 1985-м, то ли 1986-м, точно не помню) я ездил от конечной остановки "Хохрякова" (которая была недалеко от площади 1905 года) до 6-й горбольницы на бело-красном "Икарусе-280" 41 маршрута

Re: Автобусы "Икарус-280 и 260" и трамваи Т-3. Эволюция особенностей
Н.Б. Груздев  27.12.2013 09:25

Ещё одна деталь. С 1982 года в Свердловске ещё существовало несколько двудверных "Икарусов-260" (не имеющих средних дверей), причём их двери были нестандартными для того времени - двустворчатые (такие же, как в современных автобусах). Это был пригородный вариант "Икаруса-260", такие автобусы главным образом работали как экспрессы в аэропорт Кольцово (например, на маршруте 67-э от агенства аэрофлота). Но иногда их можно было было встретить и на обычных городских маршрутах. В том 1982 году я видел их на 2 и 48.

Re: Автобусы "Икарус-280 и 260" и трамваи Т-3. Эволюция особенностей
Valentino7777  27.12.2013 16:59

Цитата (Н.Б. Груздев)
Ещё одна деталь. С 1982 года в Свердловске ещё существовало несколько двудверных "Икарусов-260" (не имеющих средних дверей), причём их двери были нестандартными для того времени - двустворчатые (такие же, как в современных автобусах). Это был пригородный вариант "Икаруса-260", такие автобусы главным образом работали как экспрессы в аэропорт Кольцово (например, на маршруте 67-э от агенства аэрофлота). Но иногда их можно было было встретить и на обычных городских маршрутах. В том 1982 году я видел их на 2 и 48.

Я так понимаю, что это те же Икарусы, которые ездили в последние годы на 27 маршруте. Это случайно не они?

Кстати, а на 67-э в основном ходили, по крайней мере, с 1989 до второй половины 90-х, Икарусы другого типа: передняя дверь была одностворчатая и открывалась вбок назад (по форме похожая на дверь Икаруса-256), а сзади дверей не было вообще. В салоне было 2 ряда по 2 сиденья в каждом во всю длину салона. Цвет был обычный желтый. В те годы мне всегда попадались на этом маршруте только такие Икарусы, других не видел.

Re: Автобусы "Икарус-280 и 260" и трамваи Т-3. Эволюция особенностей
Н.Б. Груздев  13.02.2014 10:19

Цитата (Н.Б. Груздев)
Где-то в 1989 или 1990 году появилось несколько «Икарусов-280» с двухстворчатыми дверьми и люминесцентным освещением салона (например, на 18 маршруте).
Примерно тогда же появилось и несколько коротких "Икарусов", также с двухстворчатыми дверьми и люминесцентным освещением салона (например, на 14 маршруте; в августе 1989 года однажды ездил на таком автобусе по этому маршруту до "Авангарда"). Это был слегка удлинённый вариант "Икаруса-260" с дополнительными короткими окнами. Если не ошибаюсь, данная модель называлась "Икарус-263"

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]