ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Посещение Питера и Выборга
Ушелец  26.09.2006 15:13

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (август 2006)

В период 2-недельного визита кроме протяжённых пешеходных переходов было совершено 22 поездки на метро (в том числе 1 специализированная) и 12 поездок по городу и пригородам на экскурсионных автобусах. Ни на чём ином ездить не планировалось по двум простым причинам.
Первое. Поездка в целом была предпринята для дочери студентки-архитектора и имела архитектурную направленность, что изначально предполагало передвижение в автобусе с экскурсоводом и многочисленные пешие переходы по самостоятельной тематике, где экскурсоводом был уже я.
Второе. В силу имевшейся с форума информации о медленной, но верной гибели наземного электротранспорта Питера (как минимум в центре города) не хотелось повторять печальный опыт посещения Новосибирска в средине 80-х гг., когда стоишь часами на остановке электротранспорта и думаешь: "Как так?! Всё есть! И рельсы, и провода, и таблички остановок, и на схемах мощная сеть разрисована. А где же вагоны?!".
Исходя из перечисленного, ещё дома было принято решение передвигаться по городу вне экскурсий по принципу "от метро до метро". Для чего по-приезду были сразу же приобретены пластиковые карточки на 25 поездок, дающие значительную экономию при определённых условиях. Процесс прохода через турникеты с такой карточкой гениально прост – приложил карточку любой стороной к спецпятачку поверх турникета, зажигается зелёная стрелка и топай дальше.

МЕТРО.
Рекламные наклейки в вагонах метро присутствуют, но не в том жутком количестве, что у нас. Реклама в эскалаторных тоннелях идёт не по стенам, а на стойках-торшерах в межленточном пространстве и меняется достаточно часто.
Чтение рекламы разнообразит скучное тягучее передвижение по длиннющим эскалаторам, движущимся все как один на первой передаче. В вечернее время молодёжь садится на ступени и успевает за время движения прочитать по нескольку страниц книг.
На эскалаторах и в переходах на пересадке ни кто ни куда не бежит, ни кто не толкается. Все идут со скоростью деловой походки и всюду успевают.
Медленное движение эскалатора и примерно 2,5-минутный интервал между поездами (даже в позднее время) сняли перенапряг на всех загруженных направлениях. В поездах народу достаточно много, но давки нет и пропускать поезда, как мне приходилось ранее, к примеру, на Невско-Василеостровской линии, не приходится. Мало того, создаётся устойчивое впечатление, что машинист терпеливо ждёт, пока не войдут все желающие, а те заполняют вагон степенно без суеты, зная, что машинист всё равно дождётся.
Уникальный благородный мужской голос какого-то питерского актёра с гипнотически успокаивающей интонацией, делающий объявление в вагонах, благоприятно действует на психику пассажира. Правда, на не некоторых участках работает обычный информатор (вроде бы электронный). Жаль, что при отправке поезда отсутствует объявление о том, какая станция следующая. Её название идёт по прибытии поезда, что не совсем удобно с психологической точки зрения. При большой сети со множеством станций и местным, и приезжим всегда предпочтительнее услышать, к примеру, "Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Невский проспект" и начать готовиться на выход.
Нежданно встретился с вагонами 1960-х гг. выпуска. Поностальгировал. Жаль, что рельефная фактура обоев стен вагонов сглажена слоями краски после ремонтов.
К цифровому и цветовому наименованию линий я так и не привык, что сильно мешало на пересадках. Топонимический принцип позволял мне "видеть" весь город сразу и быстро выбирать направление дальнейшей поездки. Теперь же мне сначала приходилось вспоминать хронологию возникновения линий, её первичное название и географию трассировки, а затем переводить на язык цифр и цвета. Корче, тормозил до неприличия.
Не понравилась попытка сохранить архитектурную стилистику, заданную ещё в советское время, всё теми же приёмами и материалами. Из того периода уже всё выжато. Времена сменились, пора и стиль обновить. В надежде увидеть что-то новенькое посетил новую станцию "Комендантский проспект", но увидел всё ту же бесхитростную станцию конца советских времён. Свежего взгляда нет вообще.
После этого потянуло на ретро, и я устроил дочери спец проезд по первым восьми станциям метро с осмотром всех подземных залов. Вот уж где архитектура настоящая и не повторимая! Там же на первой линии я для себя сделал прелюбопытнейшее открытие. Как известно пусковой участок первой линии заканчивался на пл. Восстания, но в момент пуска метро его северное направление со станциями "Чернышевская" и "пл. Ленина" строились полным ходом. Могу представить, как через пару лет были разочарованы ленинградцы (возможно – тайно) на открытии второй очереди, где они ожидали увидеть пару новых подземных дворцов, а увидели неимоверно бедные по оформлению упрощенные станции. Контраст просто жутко разительный! Когда я неожиданно для себя обнаружил этот ранее не замечаемый факт, то поразмышляв понял, что метро в этом месте просто пересекло границу истории страны и въехало в новый исторический период, когда закончилось сталинское время дворцов и пошёл период хрущёвской экономии. Наверняка и эти две бледных станции были первоначально запроектированы с более достойным видом.
Огорчили малозаметные для приезжего опознавательные знаки входов в метро. Маленькие кругленькие синие эмблемы приезжему нужно долго выискивать среди прочей наглядной информации, особенно, если станция не имеет наземного павильона или тот прикрыт зеленью. Можно стоять рядом с входом в метро и не заметить его.
Не пожалел денег на интересную книгу по истории проектирования метро в Питере, в т.ч. с фото не осуществлённых проектов станций.

НАЗЕМНЫЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ.
Информаторы не сгущают краски. Трамвай действительно тихо и незаметно покидает Питер в границах до 1917 г. (спальные районы видел мельком). Подавляющее большинство горожан (по кратким провокационным опросам) сожалеют об этом как о чём-то давно и безвозвратно ушедшем. Теперь безлошадные питерцы больше уповают на развитие сети метро.
При всём явном упадке трамвайного хозяйства вагоны и пути имеют вполне удовлетворительный вид. Множество закрытых участков не кажутся таковыми, т.к. верхнее строение пути ещё присутствует отдельными кусками и имеет очень даже приличный вид.
Там же, где трамвай ещё не ушёл с улиц, пассажиров в вагонах столько же, сколько в Казанском метро (5-10 человек и стоя вообще ни кто не ездит), и в основном старшего возраста. Единственное оживление движения трамвая было отмечено в вечерний пик на участке ст. метро "Чёрная речка" – Лахтинский залив (подвоз к метро из нового крупного жилого района). Но и там по-настоящему полный вагон был замечен в вечерний пик всего один раз, на что мы всей семьёй хором бурно отреагировали.
Грустно всё это, тем более сравнивая с тем величием и значимостью трамвая, что были ровно 35 лет назад, когда при первом посещении города за 10 дней удалось изучить почти всю его мощную трамвайную сеть.

Троллейбус умирает вместе с трамваем. Он по настоящему жив только на Невском пр. Там его столько же, сколько, к примеру, на Свердлова. В остальных местах только одни провода висят и, пройдя всю улицу, можно так и не понять, сохранилось по ней движение или нет. К примеру, шли как-то пешком от Чёрной речки по Каменноостровскому пр. и Большому пр. Каменного острова. По этому пути до ул. Введенской попался только один троллейбус. За Казанским собором на конечной 17-го раньше всегда стояло по нескольку троллейбусов, а ныне – дай бог одного дождаться, и т.д. и т.п…..
Понравился дизайн вологодских троллейбусов, как дорогих модификаций, так и подешевле. В толпе свежей франко-германо-скандинавской автобусной техники они смотрятся вполне солидно. Это как раз тот случай, когда объект лучше его фото.

АВТОТРАНСПОРТ.
Несколько слов о факторах способствовавших организации несомненно эффективного процесса городского автодвижения.
Если ещё 8 лет назад, отойдя в сторону от Невского натыкался на ухабы и колдобины, то ныне дорожное покрытие по меркам страны просто идеальное. Люки сетей не создают ни ям, ни бугров. Сами горловины вокруг крышек люков усилены широкими стальными кольцами. Один из водителей сказал мне, что заметное глазу улучшение состояния дорог в Питере началось в период 2000-02 гг. В итоге сейчас нужно очень потрудиться в поисках плохих дорог. Мне это не удалось, хотя я исколесил и протопал не один десяток километров.
Московский пр. (правительственная трасса) к саммиту не просто отремонтировали, а ещё и облизали окружающим благоустройством. На проезжей части устроили на жирно-чёрном фоне основного покрытия коричневые асфальтовые прямоугольники остановочных площадок и пешеходных зебр.
Сейчас активно строятся полукольца по периферии.
На наиболее ответственных перекрёстках, а таких множество, установлены секундомеры, которые обратным отсчётом показывают красной или зелёной расцветкой лампочек сколько секунд осталось до окончания того или иного сигнала. Это даёт возможность водителю вовремя принять решение продолжать движение или нет, а пешеходу - определиться с какой скоростью он может, не дёргаясь, безболезненно перейти улицу и стоит ли вообще начинать переходить перекрёсток. Эффект от простейшего нововведения просто изумительный. На перекрёстках нет хвостов от только что прошедшей колонны, которые перегораживают путь стартующей следом колонне пересекающего движения (как, к примеру, постоянно происходит на Малышева – Восточной). Я так свыкся с этими секундомерами, что без них на наших перекрёстках до сих пор ощущаю душевный дискомфорт.
На самых проблемных перекрёстках на опорах светофоров установлены кронштейны на которые в особо жёсткие моменты гаишники устанавливают переносные пульты управления светофорами и небезуспешно вручную разруливают ситуацию.
По Невскому вдоль бордюра прочерчены оранжевые полосы запрета стоянки и остановки. В результате проспект, имея всего лишь 6-8 рядное движение в оба направления, переваривает больше автотранспорта, чем наши Ленина и Малышева вместе взятые.
Культура поведения водителей явно выше провинциальной. Ни разу не отметил гонок-обгонялок в московском стиле. Все вместе стоят перед светофором, затем все вместе мощно набирают как минимум 60-80 км/час и летят до следующего светофора как на параде единым строем. Отмечаю взаимоуважение водителей всех уровней материального достатка (особенно при перестроениях в ряду и пропуску в общий поток авто с боковых улиц) и уважение водителей к пешеходам. Работу раздражённых клаксонов вообще не слышал.
Насчёт взаимоотношений между авто и трамваями ничего сказать не могу ввиду практически полного отсутствия последних.

Нельзя не упомянуть особо мастерство питерских водителей экскурсионных автобусов. Всем водителям крупногабаритных автобусов рекомендую выезжать в Питер на стажировку, и прямо к турстоянке на Мойке у Дворцовой пл. Уж в такие микронные щели с одного захода проводят они свои лайнеры-даблдекеры, что дух захватывает у всех припших к окнам гостей города!

ВАРШАВСКИЙ ВОКЗАЛ.
Сейчас длиннющее здание бывшего вокзала занято увеселительным центром "Варшавский экспресс". Но большая часть путей позади него огорожена прозрачной оградой, за которой устроен музей редчайшей ж.д. техники. Всем, кто любит ж.д. настоятельно рекомендую в обязательном порядке посетить этот музей. Цена билета заметно ниже, чем в иных музеях города, студентам значительная скидка, фотографировать можно бесплатно. Экспонаты просто уникальные: множество паровозов (в т.ч. последний российский паровоз) и первые тепловозы, французский электровоз для СССР, первые модели грузовых, пассажирских и чешских электровозов, бронеплатформы, артиллеристская платформа с могучим морским орудием, ракетно-ядерный поезд для РВСН и т.д..

ЛАДОЖСКИЙ ВОКЗАЛ.
Несомненно, прогрессивное по технологии обслуживания пассажиров конкорсное 3-уровневое 5-платформенное транспортное сооружение.
Вестибюль вокзала объединён с вестибюлем метро "Ладожская", но в уровне земли отделён от основных сооружений и путей проездом для пассажирского транспорта. Чтобы попасть собственно в вокзал нужно подняться по галерее на 3-й НАДземный уровень (галерея создаёт подобие тоннеля над проездом и остановками), либо спуститься на 1-й ПОДземный уровень и пройти под транспортным проездом.

1-й уровень – ПОДземный кассово-турникетный зал, он же зал ожидания, он же широкий тоннель для обслуживания ТОЛЬКО пассажиров электричек. Имеет выходы ТОЛЬКО на 1-ю и 5-ю платформы (т.е. на 2-й уровень), которые специализируются ТОЛЬКО на приём-отправку электропоездов. Наличие турникетов не дало пройти насквозь и узнать есть ли эскалаторы на выходах к платформам, а вероятность их наличия велика.
2-й уровень – НАземный. Это уровень платформ, на который подают поезда. На него пассажир может попасть только с 1-го (предположительно по эскалаторам вверх) или с 3-го уровня (по эскалаторам вниз к первым вагонам состава или крытым пандусам в дальний конец состава).
3-й уровень – НАДземный главный зал ожидания конкорсного типа. Обслуживает ТОЛЬКО поезда дальнего следования, приходящие на 2-ю, 3-ю и 4-ю платформы. Тут же есть и кассы, и камеры хранения и иные службы сервиса. Попадают на него с городского транспорта через вестибюль сначала на эскалаторе, а затем по уже упомянутой наклонной крытой каскадной галерее с пологими лестницами, дублированными пандусом. Встречные потоки пассажиров в галерее разделены за счёт разноса по разным сторонам коридоров на спуск и подъём. В межкоридорном пространстве устроены магазинчики.
Для приезжающих автотранспортом прямо над путями с восточной стороны построена площадь-парковка в уровне НАДземного зала ожидания. Подъем на неё, понятное дело, по спец эстакаде.
В первые минуты, и только в первые, и только при первом посещении, на вокзале можно заплутать. Особенно, если попадаешь в вокзал сразу из метро и не видишь снаружи весь объём вокзального комплекса. О том, что вокзал "хитрый" я был предупреждён заранее. Поэтому своих оставил с вещами в вестибюле и провёл разведку. Структура понимается только после посещения всех основных пассажирских помещений, но уж затем больше никогда плутать не станешь. Возникает только небольшое замешательство в определении стран света на 3-м главном ярусе, а всё потому, что зал архитектурно и по оформлению симметричен и в окнах видна примерно одинаковая картина.
Вообще-то, такой вокзал в чистом виде для Екб маловат абсолютно по всем показателям (от размеров залов, до вместимости камер хранения), но как "приставка" к действующему он был бы в самый раз.

В целом, пребывая в Питере в 5-й раз, убедился, что нет критериев, по которым этот город можно называть "второй столицей". Это просто одна из двух столиц России.

"ДЕМИДОВСКИЙ ЭКСПРЕСС"
Очень благоприятное впечатление по сервису в свеженьких купейных вагонах. Я ехал по дорогому варианту (гулять - так гулять!) с 2-разовым горячим вкусным питанием. В цену билета входит выдача комплекта интересной прессы, в т.ч. с ж.д. тематикой. Время в пути пролетело быстро, а хотелось ехать подольше.


ВЫБОРГ (август 2006).

Город посетил впервые. О том, где некогда проходил трамвай знал заранее благодаря материалам с нашего любимого форума.
Мало того, в купленной ещё в Питере схеме города была вставка плана старого Выборга с указанием вымершей трамвайной сети. Так или иначе, побывал на всех улицах, где когда-то ходил трамвай, кроме дальнего восточного участка южной меридианальной линии. На мой вопрос о том, осталось ли что-то от трамвая, экскурсовод ответил, что есть какие-то забытые пути у хлебозавода. Попасть туда у меня не было времени.
Город небольшой и то, что современный трамвай сегодня ему не нужен – аксиома. В центре современные вагоны просто технически не смогут вписаться в узкие улочки с крутыми подъёмами. На периферии же трамвай по перевозкам пассажиров погоды не сделает, а только будет мешаться сложившемуся автодвижению на нешироких улицах.
Другое дело, если восстановить трамвайно-экскурсионную закольцованную трассу-однопутку по старому городу (в т.ч. проложить по улицам, где он вообще не ходил), да пустить по ним небольшие одиночные ретро-вагончики с экскурсоводами, да с остановками на фотосессию… Было бы просто здорово! Сейчас-то приходится за экскурсоводом больше шастать пешком по горкам. Старый центр, кроме набережных, транспортом не загружен, т.к. шоссе "Скандинавия", проходя в стороне от города, не обременяет его транзитами. Так что 2-3 трамвайчика с туристами, неторопливо петляющие в дневное и вечернее время, ни кому бы не помешали.
Вообще-то город только недавно стал потихоньку приобщаться к туризму и в нём ещё многое нужно реставрировать и облагораживать. Развитой туристской инфраструктуры ещё нет. Однако, по числу закордонных туравтобусов и выражению на лицах скандинавской национальности их заполняющих, заметен оживлённый интерес наших добрых соседей к своему бывшему городу.
Поэтому, чтобы благородная идея (наверняка не только моя) воплотилась, нужно её раскачивать уже сейчас: прикидывать трассы, проводить расчёты, капать на мозги властям, инвесторам, зарубежным спонсорам и т.д. и т.п..

Re: Посещение Питера и Выборга

Ушелец писал(а):
-------------------------------------------------------
> МЕТРО.
> Уникальный благородный мужской голос какого-то
> питерского актёра с гипнотически успокаивающей
> интонацией, делающий объявление в вагонах,
> благоприятно действует на психику пассажира.
> Правда, на не некоторых участках работает обычный
> информатор (вроде бы электронный).
Да, голос уникальный. Но меня, например (я живу в Петербурге) этот голос уже определённо достал. Конечно, есть разнообразие на "Старой деревне" и "Комендантском пр.". А еще есть станции, на которых вообще нет объявления (например, "Ленинский пр."), т.е. объявляет водитель.

> Жаль, что при
> отправке поезда отсутствует объявление о том,
> какая станция следующая. Её название идёт по
> прибытии поезда, что не совсем удобно с
> психологической точки зрения.
Очень жаль! После того, как я покатался в Екатеринбургском метро, для меня стало гораздо более благоприятным и привычным именно объявление типа "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - УралМаш!".

> Огорчили малозаметные для приезжего
> опознавательные знаки входов в метро. Маленькие
> кругленькие синие эмблемы приезжему нужно долго
> выискивать среди прочей наглядной информации,
> особенно, если станция не имеет наземного
> павильона или тот прикрыт зеленью. Можно стоять
> рядом с входом в метро и не заметить его.
Действительно. Я однажды очень долго на Невском проспекте искал станцию метро "Невский проспект" :).

Re: Посещение Питера и Выборга
Ушелец  27.09.2006 09:01

Александр Сластенин писал(а):
-------------------------------------------------------
> Ушелец писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----

> Да, голос уникальный. Но меня, например (я живу в
> Петербурге) этот голос уже определённо достал.
> Конечно, есть разнообразие на "Старой деревне" и
> "Комендантском пр.". А еще есть станции, на
> которых вообще нет объявления (например,
> "Ленинский пр."), т.е. объявляет водитель.

А Вы не подскажете имя актёра и где он служит? Хотелось бы сравнить внешность с голосом :)
Объявление водителя я слышал, но подумал, что техника не сработала.
Вообще-то, было бы здорово на каждой линии иметь "свой голос", и Ваш настрой по отношению к актёру может поменялся бы :)

> > Огорчили малозаметные для приезжего
> > опознавательные знаки входов в метро. Маленькие
> > кругленькие синие эмблемы приезжему нужно долго
> > выискивать среди прочей наглядной информации,
> > особенно, если станция не имеет наземного
> > павильона или тот прикрыт зеленью. Можно стоять
> > рядом с входом в метро и не заметить его.
> Действительно. Я однажды очень долго на Невском
> проспекте искал станцию метро "Невский проспект"
> :).

Вы будете смеяться, но именно с этой станции при последнем посещении города у меня начились претензии подобного рода. Вот знаю, что она здесь, а убей - не вижу! Ещё подумал, что может быть она на ремонте и сняли опознавательные знаки, а я не в курсе. Да к тому же "Мартышка к старости слаба глазами стала" :)
Если бы я не знал город на "пятёрку" (по курсу "Приезжий"), то точно прошёл бы мимо таких станций, как "Лиговский проспект", "Владимирская"-"Достоевская", "Петроградская"...
Всё это было для меня неожиданно, т.к. в 1971 г. при первом посещении у меня таких проблем вообще не было.

Re: Посещение Питера и Выборга
Schurick  27.09.2006 20:20

Ушелец писал(а):

> Вы будете смеяться, но именно с этой станции при
> последнем посещении города у меня начились
> претензии подобного рода. Вот знаю, что она здесь,
> а убей - не вижу! Ещё подумал, что может быть она
> на ремонте и сняли опознавательные знаки, а я не в
> курсе. Да к тому же "Мартышка к старости слаба
> глазами стала" :)
> Если бы я не знал город на "пятёрку" (по курсу
> "Приезжий"), то точно прошёл бы мимо таких
> станций, как "Лиговский проспект",
> "Владимирская"-"Достоевская", "Петроградская"...
> Всё это было для меня неожиданно, т.к. в 1971 г.
> при первом посещении у меня таких проблем вообще
> не было.

На окраинах и того хлеще. В середине восьмидесятых наземные вестибюли стояли как правило на открытом пространстве, посреди скверов и т.п., и были отлично видны издалека. Сейчас всё вокруг застроено торговыми центрами и прочей гадостью, найти вход в метро можно только зная, что он там есть.

Re: Посещение Питера и Выборга

Ушелец писал(а):
-------------------------------------------------------
> Вообще-то, было бы здорово на каждой линии иметь
> "свой голос", и Ваш настрой по отношению к актёру
> может поменялся бы :)
Так раньше всегда и было. (и настрой к голосу этого актёра у меня был положительный) Только постепенно он стал распространяться на все линии, в том числе и первые две. Причем не сразу на все станции, а постепенно. Дольше всех "держалась" первая линия, но и на ней сделали этого актёра. А в прошлом ноябре (тогда этого актёра не было только на нескольких станциях) его заменили вообще на какие-то странные голоса, которых я раньше не слышал (на каждой линии свой голос). Правда, продержалось это недолго, потом их заменили опять на этого актёра.

Re: Посещение Питера и Выборга
АРС  01.10.2006 01:17

Ушелец писал:
-------------------------------------------------------
> А Вы не подскажете имя актёра и где он служит?
> Хотелось бы сравнить внешность с голосом :)

Михаил Быков, диктор телевидения. К сожалению, фотографию в инете найти не смог.
На вид ему около 60-65 лет, на данный момент - старейший диктор питерского ТВ.
Вот, нашёл интервью с ним, там есть и про метро:
-----
Голос Михаила Быкова был в свое время очень популярен в Ленинграде. Где только его не использовали! С развитием метро возникла потребность озвучивать остановки. "Ох, как давно это было! - вспоминает Михаил. - Кажется, год 1976 или 1977-й, точно не помню. Не знаю, чем я так приглянулся метрополитену. Что-то есть, наверное, в моем голосе индивидуальное. Да и работу я свою всегда делал быстро. Сейчас, когда еду в метро, слушаю себя, как все, без эмоций, а первые несколько лет был не в своей тарелке. Заглядывал людям в глаза: "И что они там про меня думают?"". Позже в метро появились голоса других дикторов, а баритон Михаила Быкова остался вещать только на линии номер два.
-----
Полный текст интервью: http://www.cityspb.ru/city/18936.html
Да, дествительно, одно время на разных линиях вводили другие голоса. Но сейчас (к счастью) Быков вновь вернулся на все линии.

> Вообще-то, было бы здорово на каждой линии иметь
> "свой голос", и Ваш настрой по отношению к актёру
> может поменялся бы :)

Ну, не знаю. С одной стороны - да, но с другой стороны теряется "целостность" звукового восприятия. Вон, год назад на 50-летие метро на протяжении месяца на каждой линии ввели своего диктора - двух мужиков и двух девушек - ведущих новостей питерского 5-го канала. Надо заметить, что из них четырёх только на одной линии голос вопринимался нормально (Ирины Петровой на 3Л). На 2Л ввели вообще мерзкий голос, который и по телевизору звучит несколько неприятно. Так что за всю историю переозвучивания объявлялок лучше Быкова пока не было никого и только Петрова более-менее дотягивала до него.
Но всё это на мой взгляд, у некоторых людей есть другое мнение.

Выборг
АРС  01.10.2006 01:37

Кстати, а чего не сообщили, что приезжаете в Питер? Я бы Вам недавно изданную брошюру про выборгский трамвай подарил бы...

Ушелец писал:
-------------------------------------------------------
> САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (август 2006)

В целом большинство высказываний соответствует действительности. Правда, появились некоторые комментарии, но можно я их в другой раз выскажу?

> ВЫБОРГ (август 2006).
>
> линии. На мой вопрос о том, осталось ли что-то от
> трамвая, экскурсовод ответил, что есть какие-то
> забытые пути у хлебозавода.

Ну, вообще-то 50 лет прошло! Трамвайное движение было офицально прекращено 1 апреля 1957 года, а в июне того же года была ликвидирована последняя линия.
Сейчас напоминанием служат лишь здание бывш.трамвайного парка, в котором расположено автопредприятие, да куски рельсов, которых практически уже и не осталось (говорят, сейчас только в одном месте можно разглядеть).

> Город небольшой и то, что современный трамвай
> сегодня ему не нужен – аксиома. В центре
> современные вагоны просто технически не смогут
> вписаться в узкие улочки с крутыми подъёмами.

Зря Вы так думаете! В конце 1990-х городская администрация на полном серьёзе высказывала идею о возрождении узкоколейного трамвая в Выборге, даже начали готовить ТЭО. Но уже первые расчёты показали, что для создания даже одной линии бюджета Выборга будет недостаточно - потребуется вложить почти весь бюджет всей Ленинградской области (по тем деньгам) - ведь надо было всё строить с нуля - трампарк, рельсовое полотно, контактную и кабельную сети, тяговые подстанции, приобретать ПС и т.д.

> Другое дело, если восстановить
> трамвайно-экскурсионную закольцованную
> трассу-однопутку по старому городу

Есть идея пустить такую туристическую линию от вокзала до Замка по набережной вдоль залива.

> Вообще-то город только недавно стал потихоньку
> приобщаться к туризму и в нём ещё многое нужно
> реставрировать и облагораживать.

Выборг ещё с советских времён принимает толпы туристов из соседней Финляндии. Многие едут даже не в Питер, а именно в Выборг.

> Поэтому, чтобы благородная идея (наверняка не
> только моя) воплотилась, нужно её раскачивать уже
> сейчас: прикидывать трассы, проводить расчёты,
> капать на мозги властям, инвесторам, зарубежным
> спонсорам и т.д. и т.п..

Да есть там вся инфраструктура для удовлетворения нужд финских туристов -, т.к. только в Выборг едут в основном чтобы выпить водки, увезти её с собой (или в себе), залить бензобак и канистры дешёвым бензином.
Те же туристы, что едут с культурной программой, в Выборге останавливаются ненадолго и уезжают далее в Питер, Москву, ..., ...

Re: Спасибо за информацию! (-) (-)
Ушелец  02.10.2006 10:50

0

Re: Посещение Питера и Выборга
Ушелец  02.10.2006 12:39

АРС писал(а):
-------------------------------------------------------
> Кстати, а чего не сообщили, что приезжаете в
> Питер? Я бы Вам недавно изданную брошюру про
> выборгский трамвай подарил бы...

Виноват, исправлюсь, перекуюсь!!! :) Спасибо!
Семейная тур-поездка (спутниковская цепочка из 3-х путёвок) до последнего висела под вопросом по вине нашей занятости. График был очень плотный. Тематика - архитектура, "пропитка духом города" и т.п..
Нужно было всюду "успеть до полуночи". Дочь я вообще замотал так, что она за 2 недели в обуви типа кеды (по размеру) получила подряд ровно 5 мозолей, но не пищала и осталась очень довольна Питером и окрестными городами. :)))

> В целом большинство высказываний соответствует
> действительности. Правда, появились некоторые
> комментарии, но можно я их в другой раз выскажу?

Нет вопроса!

> Ну, вообще-то 50 лет прошло! Трамвайное движение
> было офицально прекращено 1 апреля 1957 года, а в
> июне того же года была ликвидирована последняя
> линия.

А, где пролегала трасса последней линии?

> Сейчас напоминанием служат лишь здание
> бывш.трамвайного парка, в котором расположено
> автопредприятие, да куски рельсов, которых
> практически уже и не осталось (говорят, сейчас
> только в одном месте можно разглядеть).

Мы въезжали в город по Ленинградскому шоссе (б. Пиетаренкату). Вероятно где-то на ней и было депо? Там на окраине в промзоне я, помнится, видел нечто похожее на автопредприятие?

> Зря Вы так думаете! В конце 1990-х городская
> администрация на полном серьёзе высказывала идею о
> возрождении узкоколейного трамвая в Выборге, даже
> начали готовить ТЭО. Но уже первые расчёты
> показали, что для создания даже одной линии
> бюджета Выборга будет недостаточно - потребуется
> вложить почти весь бюджет всей Ленинградской
> области (по тем деньгам) - ведь надо было всё
> строить с нуля - трампарк, рельсовое полотно,
> контактную и кабельную сети, тяговые подстанции,
> приобретать ПС и т.д.

Оп!!! Очень интересно! А ведь об узкоколейный варианте я подумал только как о туристических линиях.

Есть идея пустить такую туристическую линию от
вокзала до Замка по набережной вдоль залива.

Дай-то бог! Это ок. 1,5 км. Я бы её ещё и закольцевал по старому городу.

> Да есть там вся инфраструктура для удовлетворения
> нужд финских туристов -, т.к. только в Выборг едут
> в основном чтобы выпить водки, увезти её с собой
> (или в себе), залить бензобак и канистры дешёвым
> бензином.
> Те же туристы, что едут с культурной программой, в
> Выборге останавливаются ненадолго и уезжают далее
> в Питер, Москву, ..., ...

Про инфраструктуру пожаловался местный экскурсовод, а я поверил.
Экскурсоводы, как и журналисты, часто бывает, распространяют небылицы. Питерская экскурсоводша преклонного возраста, к примеру, за чистую монету принимает художественный вымысел о расстреле трамвая на окраине Питера показанный в кино-эпопее "Освобождение". Верит и всем нам об этом рассказывает. Я как-то больше доверяю начальнику ТТУ военных лет, который писал в своих мемуарах, что всё это враки.
Но вообще-то, прихорашивать Старый Выборг ещё ой как долго! В этом смысле Кронштадт, где мне тоже хочется пустить трамвайчик, более опрятен. Правда, там интуристов, по некоторым соображениям, на ночь оставлять не рекомендуется :)
У относительно запущенного Ораниенбаума тоже появились надежды на благоустройство, когда его заповедную часть "приписали" к Петергофу.

Re: Посещение Питера и Выборга
АРС  03.10.2006 03:11

Ушелец писал:
-------------------------------------------------------
> Виноват, исправлюсь, перекуюсь!!! :) Спасибо!
> Семейная тур-поездка

Да ладно, я понимаю. Ничего страшного! Меня некоторые участники форума зазывают в Екб уже второй год - глядишь, я и соберусь! Тогда и познакомимся :)

> А, где пролегала трасса последней линии?

Дело в том, что закрывали не линии, а всю сеть (20 км) целиком. Что интересно - в 1955 году в Выборг поступили 5 новых поездов Lowa Т54-B54, в 1956 ещё несколько моторных Т54. Но из-за большой затратности трамвайного движения (а тогда почти во всей стране электротранспорт был самоокупаем), а также из-за изношенности трамвайных путей, движение было прекращено по приказу выборгского горсовета.

> Мы въезжали в город по Ленинградскому шоссе (б.
> Пиетаренкату). Вероятно где-то на ней и было депо?

Честно говоря, я точно не знаю месторасположение депо - сам ещё его не нашёл :(

> Оп!!! Очень интересно! А ведь об узкоколейный
> варианте я подумал только как о туристических
> линиях.

Ну этому есть причина. Выборг очень тесно поддерживает связь с Финляндией, может быть они рассчитывали на приобретение б/у трамваев из Хельсинки?

> Про инфраструктуру пожаловался местный
> экскурсовод, а я поверил.

Ну, опять-же, для туристов первого описанного мной типа (поесть-попить-заправиться) вполне достаточно того, что есть. Пара приличных гостиниц вполне для этого подходят. Для тех, кто проездом, большой инфраструктуры не надо.

> ...Я как-то больше доверяю начальнику
> ТТУ военных лет, который писал в своих мемуарах,
> что всё это враки.

А вот тут как раз надо верить пожилой экскурсоводше! После выхода фильма про Блокаду, начались споры - расстрел трамвая правда или вымысел? Советская пропаганда, конечно, доказывала, что вымысел. Режиссёр не стал спорить, но и "вырезать" кадры из фильма тоже не стал принципиально - мол, фильм не документальный, а художественный, в фильм вошли в том числе и воспоминания очевидцев, на так что считайте это моим и очевидцев вымыслом.
Но когда в 1990-е открылись архивные папки с грифом "секретно" и "рассекретить через 50 лет", оказалось, что очевидцы не ошибались - нашлись записи штаба МПВО ТТУЛа, в которых записаны потери вагонов на Стрельнинской линии. На самом деле, немцы вошли в Урицк и перерезали трамвайную линию совершенно неожиданно для всех. Собственно, это и не удивительно - с юго-запада довольно быстро наступали немцы, с севера и северо-востока фины (через месяц и пять дней после начала войны была перерезана последняя железная дорога, связывавшая двухмилионный город со страной) - в городе была неразбериха, начиналась паника (о которой тоже все замалчивали, как и о массовом бегстве москвичей в ноябре 1941 года)...
Трамвайное движение по линии осуществлялось в обычном режиме - в Стрельну в тот день ходили как пассажирские, так и один или два санитарных трамвая для вывоза раненых солдат. Немцы практически без сопростивления захватили Урицк и вышли к трамвайной линии. В общей сложности остались на отрезанном участке и въехали в "руки" врага более 10 поездов. Так что в данном случае товарищ Сорока (начальник ТТУ Ленинграда в годы войны, автор упомянутой Вами книги), мягко говоря, обманул читателей. Да и что он мог написать - что ленинградцы на трамваях приезжали в немецкий плен?
Есть фотографии немецких солдат, позирующих на фоне вагона ЛМ-33 - тогда они думали, что раз здесь ходит трамвай, значит они уже в Ленинграде...
Есть и ещё один факт, который Сорока указал неверно. В книге написано, что трамвайное движение было полностью остановлено 8 декабря 1941 года и трамваи не ходили до 7 мартя 1942 (грузовые) и 15 апреля (пассажирские). Однако, это не сочетается с дневниками ленинградцев, которые пишут об эпизодических поездках на трамвае позже этой даты - в 20-х числах декабря 1941 года. Да, 8 декабря действительно трамвайное движение остановилось на несколько дней, но потом оно периодически возобновлялось и вновь останавливалось. Сейчас точно известно (всё из тех же записей журнала МПВО ТТУЛ), что последняя попытка работы трамваев на маршрутах была 3 января 1942 года.
Поэтому к данной книге я потерял доверие!

> Но вообще-то, прихорашивать Старый Выборг ещё ой
> как долго!

Это да! Симпатичный, но местами запущенный город. Но в этом его прелесть!



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 03.10.06 03:23 пользователем АРС.

Re: Посещение Питера и Выборга
Ушелец  03.10.2006 06:30

ОЧЕНЬ интересно!!!
Помнится, что книга Сороки написана когда уже можно было всё говорить. Не знать об этих фактах он не мог. Есть ли свидетельства самих вагоновожатых? Именно тех, кто попал в эту смертельную передрягу? 10 поездов - 10 вагоновожатых и, как минимум, 10 кондукторов. А жив ли ещё Сорока? Если нет, то интересно было бы поговорить с его близкими. Он ведь им мог сказать то, что не написал.

Вчера прошла очередная серия о Маше-прокуроре. Показали зимние виды Выборга. Смотрели всей семьёй. Залапали экран указательными пальцами... :)))

СПАСИБО!

Re: Посещение Питера и Выборга
АРС  03.10.2006 13:17

Прошу прощения, я ночью опечатался! Фразу "через месяц и пять дней после начала войны была перерезана последняя железная дорога" следует читать как "через ДВА месяца и пять дней..."
Ну раз Сорока написал то, что он написал, значит у него были на то какие-то свои соображения. Сам Сорока давно умер, остались его родственники.
По поводу вагоновожатых и кондукторов, работавших в тот день на Стрельнинской линии - они в книге МПВО ТТУЛ записаны как "пропавшие без вести". Есть свидетельсва очевидцев, которым удалось пробраться из отрезанной Стрельны в Ленинград по узкой полосе между оккупированным Урицком и Финским заливом.

Re: Посещение Питера и Выборга
Ушелец  05.10.2006 07:09

Извините за паузу - у нас тут пропала "картинка" по известным причинам ($).
Думаю, что питерцам пора писать книгу о малоизвесных фактах, мифах, слухах в летописи горэлектротранспорта (технических, исторических, анекдотических).
Ну, что-то типа современного издания-продолжения "Кто развозит горожан". Знаете такую? Ну очень она мне понравилась в своё время!!!

Re: Посещение Питера и Выборга
ktyz  10.10.2006 16:35

В Выборге трамвайное депо было по адресу: Морская набережная 20. Если от вокзала идти к депо, то надо идти по Ленинградскому проспекту до конца, повернуть на лево и чуть-чуть пройти.
Информация о Выборгском трамвае можно найти здесь:
http://www.saunalahti.fi/~ahellm1/ratikat/viipuri/viipuri1.htm

Re: Посещение Выборга.
Ушелец  11.10.2006 13:19

ktyz писал(а):
-------------------------------------------------------
> В Выборге трамвайное депо было по адресу: Морская
> набережная 20. Если от вокзала идти к депо, то
> надо идти по Ленинградскому проспекту до конца,
> повернуть на лево и чуть-чуть пройти.
> Информация о Выборгском трамвае можно найти
> здесь:
>
Благодарю за ценные сведения и подсказки!

Ну вот, всё и сходится.
Получается, что это как раз то место, про которое говорила девушка-экскурсовод. Упомянутый ей хлебозавод, где якобы остались рельсы, как раз на Морской наб., д. 3., т.е. у бывшего депо.
И это как раз то место, о котором упомянул коллега АРС, как об автогараже в бывшем депо.
Хоть я и был в паре кварталов от него, но с оглядкой назад, думаю, что не успел бы туда сбегать. Уж слишком мы были привязаны к экскурсионному автобусу.

В дополнение узнал, что в восточной части города южная и северная параллели трамсети были связаны в кольцо (мой план в этом месте обрезан).

Кстати, План-1939 г., купленный мной в Питере, отличается от финского Плана-1939 г. тем, что на моём ещё есть участок трамсети по ул. Северный Вал, а у них уже его нет. А ещё у финнов есть поворот у депо с Ленинградского пр. на Морскую наб. Зато на моём плане чётче видно, что от портовой ж.д. в районе депо была ветка мимо хлебозавода прямо до проезжей части Морской наб. (читай – явный гейт).

Небольшой вопрос для уточнения привязок к местности.
Корпус депо (ныне гараж) вытянут вдоль Морской наб. или вдоль Ленинградского пр.?
Ибо то, что показано на моём современном плане, говорит, что депо (гараж) тянется вдоль Ленинградского пр.,
а то, что показано на моём и финском Планах-1939 г. (они разные по топографии!), говорит, что депо может тянуться, и вдоль Морской наб., и вдоль Ленинградского пр.

Re: Посещение Выборга.
ktyz  13.10.2006 09:23

Ушелец писал:
> Небольшой вопрос для уточнения привязок к
> местности.
> Корпус депо (ныне гараж) вытянут вдоль Морской
> наб. или вдоль Ленинградского пр.?
> Ибо то, что показано на моём современном плане,
> говорит, что депо (гараж) тянется вдоль
> Ленинградского пр.,
> а то, что показано на моём и финском Планах-1939
> г. (они разные по топографии!), говорит, что депо
> может тянуться, и вдоль Морской наб., и вдоль
> Ленинградского пр.
Трамвайные пути в депо располагались вдоль Ленинградского (тогда Александровского) проспекта

http://www.saunalahti.fi/~ahellm1/ratikat/viipuri/viipuri1.htm
На снимках показана Советская улица ( 3 от верха, где знак "кирпич" и 4 где стоят трамваи), идущая парралельно Ленинградскому проспекту.

Re: Посещение Питера и Выборга
Ушелец  13.10.2006 14:13

Т.е. Тот самый гараж на фото 3 от верха имеет въезд с Морскоой наб., а его корпус тянется вдоль Советской?
Тогда, глядя на фото 4 сверху "крючок" трассы на карте нужну ещё и загнуть с Морской наб. на Советскую (Поссенкату)?

Вопрос к АРС
Владимир Подкорытов.  17.10.2006 07:31

Скажите, как можно получить книжку про выборгский трамвай?
Можете её выслать почтой? Готов заплатить.
Спасибо.

Re: Вопрос к АРС
АРС  15.11.2006 05:07

Владимир Подкорытов. писал:
-------------------------------------------------------
> Скажите, как можно получить книжку про выборгский
> трамвай?

Извините, что долго не отвечал - давно не заходил сюда.
Это не книга, это брошюра.

> Можете её выслать почтой? Готов заплатить.

Да, без вопросов - могу выслать чуть позже. Нужен только адресок, который можно скинуть на мыло tatm@list.ru

Re: Коллеги-ек-буржцы, кто будет заказывать нашему другу АРСу книжечку, закажите и на меня!!! (-) (-)
Ушелец  24.11.2006 06:11

0

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.001 seconds ]