ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Управление трамваем
Пассажир  04.11.2003 18:51

Еще раз здравствуйте! Если знаете расскажите пожалуйста о принципах управления трамваем КТМ - что означают кнопки "дотормаживание" и пр., основные индикаторы, зачем нужен такой зверь как контроллер и т.д. (короче чем больше тем лучше;) Пожалуйста!!!

Ответ неспециалиста
Иван Cадовский  04.11.2003 21:05

Контроллер водителя трамвая 71-608 имеет 10 фиксированных позиций Х3 Х2 Х1 М 0 Т1 Т2 Т3 Т4. Они на контроллере вроде бы не подписаны, только нанесены штришки и надписи ход 0 тормоз. Позиции на букву Х используются для разгона трамвая, на букву Т - для торможения.
Штатное торможение - это тормозные позиции контроллера. К тому-же это гораздо удобнее кнопок, поскольку при этом аппаратура делает всё сама - на позициях Т1, Т2 и Т3 происходит постпенное электродинамическое торможение вагона, на Т4 электродинамическое торможение ещё работает, а при его истощении на скорости около 5 км/ч автоматически накладываются колодки.
Кнопка "Дотормаживание" применяется при опасности возникновении юза, для предотвращения наложения колодок, что может вызвать прокат.
Кнопка "Тормоз" используется для принудительного наложения колодок, на скорости не более 10 км/ч. Эта кнопка нужна для точной остановки вагона, но её применение нежелательно, при опасности юза.

http://tr.ru/forum/read.php?f=1&i=34405&t=34405
Кнопка "Песок", "Выкл. песочницы" и т. п. (обозначается по-разному) - используется для управления песочницей :-))
Кнопки "Двери откр. закр." - установлены на октябрьских вагонах - используются для открытия/закрытия всех дверей сразу, привод дверей включен, пока кнопка нажата (?)
Растормаживание - не помню, по-моему снятие колодок.
Стрелка - отключение всех потребителей для прохода стрелки вправо.
Лампы справа от тумблеров откр/закр дверей - горят, пока дверь открыта. Над дверьми Т1 Т2 Т3 Т4 - колодочные тормоза - горят, когда тормоз сработал. РП1 РП2 - реле перегрузки первой и второй тележки.
СМ - загорается при сборке схемы в данной позиции ГРК.
Вроде все, что вспомнил.
Если что напутал - поправьте, если забыл - добавьте :-))

Re: Ответ неспециалиста
Дмитрий Касаткин  04.11.2003 23:14

> СМ - загорается при сборке схемы в данной позиции ГРК.
> Вроде все, что вспомнил.
> Если что напутал - поправьте, если забыл - добавьте :-))

Небольшое уточнение: индикатор "СМ" обозначает момент работы сервомотора, вращающего вал группового реостатного контроллера (ГРК).

Re: Ответ неспециалиста
А_Полегаев  05.11.2003 00:05

В чем принципиальное отличие кнопки "Стрелка" от тумблера ">" у КТМ-19К?
В каких случаях используется рельсовый тормоз и чем он отличается от обычного?
Что означают индикаторы с кнопками "РП1" и "РП2"?
Фото пульта 19К прилагается:
http://depo.tramvaj.ru/etc/kab_ktm.jpg (514КБ)

Дотормаживание

Как я убедился, даже среди водителей немногие знают еще об одной функции кнопки дотормаживания, хотя именно она оправдывает название этой кнопки. Правильно работающий и отрегулированный соленоид (привод барабанного тормоза) на позиции КВ Т-4 развивает лишь частичное усилие, обеспечивающее плавную остановку вагона. При нажатии же кнопки "дотормаживание" уже после наложения колодок (сигнализация соленоидов горит), отключается контактор (на КТМ5 М3 это был, по моему, К4, на более новых сериях возможны изменения), полностью разрывая цепь силовых катушек соленоидов, что обеспечивает прижатие колодок к тормозному барабану с максимальной силой. Того же эффекта можно добиться при переводе рукоятки КВ с позиции Т4 на Т3. В Перми, где я раньше работал, эта техника использовалась довольно часто, особенно на уклонах. После наложения колодок, вагон со слабыми или плохо отрегулированными соленоидами мог катиться еще несколько метров до полной остановки, но достаточно было произвести выше описанную манипуляцию и вагон сразу же останавливался. Как уже было замечено, кнопка очень полезна при юзовом состоянии пути, т.к. не допускает наложение колодок на большой скорости при юзе, а следовательно не возникают выбоины. Теперь, работая на чешских вагонах, не раз о ней вспомню :)
Подобным способом работает и кнопка "тормоз". При нажатии и удержании в нажатом состоянии колодочный тормоз действует с частичным усилием, при отпускании кнопки тормоз начинает действовать в полную силу. Стараясь не злоупотреблять, иногда я этой кнопкой пользовался, когда видел, что электродинамикой в положенном месте остановится уже не удастся и вместо притормаживания рельсовым тормозом (несколько коротких включений позиции ТР - рельсовый тормоз), в действие шла конпка "тормоз" (естественно, уже на небольшой скорости).

Re: Ответ неспециалиста
Иван Cадовский  05.11.2003 05:31

> Что означают индикаторы с кнопками "РП1" и "РП2"?
Скорее всего индикаторы означают то же самое, что и в КТМ-8, а кнопки предназначены для возврата соответствующего РП в исходное состояние.
За фотку спасибо, как-то раньше не доводилось рассмотреть пульт КТМ-19.

Re: Ответ неспециалиста
Alex_1  05.11.2003 09:42

К сожалению, надписи на картинке плохо видны. А вот где бы увидеть фото ГрК и "ускорителя"?

Re: Ответ неспециалиста
СтаС  05.11.2003 14:18

А_Полегаев писал(а):

> В чем принципиальное отличие кнопки "Стрелка" от тумблера " >>" у КТМ-19К?

Да в общем, почти ни в чём :)))))))))))) Просто "стрелка" "разгружает" электрическую схему вагона при проезде воздушных контактов стрелок, а ">" включает левый и правый внешние световые указатели поворота (ака "поворотники" ;))) при проезде поворота (налево или направо). :) Такой же тумблер есть и в КТМ-8,к,км


> В каких случаях используется рельсовый тормоз и чем он
> отличается от обычного?

МРТ - магниторельсовый тормоз. Та болванка, что мотается между колёс трамвайной тележки. Висит на пружинках. Внутри мощная катушка индуктивноси. Разница в том, что действует не на вращающиеся части ходовой (колёса, оси, приводные валы), а на рельс. На катушку подаётся электрический ток, который создаёт электромагнитное поле проходящее кольцом вдоль башмака и рельса, создавая в них разнополярную временную намагниченность. Соответственно башмак притягивается к рельсу и присасывается. После отпуска тока намагниченность пропадает и пружины возвращают башмак в исходное подвешенное состояние. Прижимное усилие одного башмака около трёх тонн. Применяется при необходимости произвести экстренное затормаживание (особенно часто используется в гололёд при движении в плотном потоке транспорта, при приближении к многолюдным остановкам и т.д.). Может быть использован практически на любой скорости, но при этом надо понимать, что зимой при торможении с 30-35км/ч, например, он тебе поможет, как мёртвому припарка. МРТ должны быть оборудованы ВСЕ производимые и эксплуатируемые на территории РФ трамвайные вагоны.

Re: Ответ неспециалиста
Иван Cадовский  05.11.2003 22:25

> открыта. Над дверьми Т1 Т2 Т3 Т4 - колодочные тормоза - горят,
> когда тормоз сработал.
Еще обозначаются СЛНД 1 2 3 4.
Вопрос: функция лампы "БПН" (рядом) какова?

Re: Ответ неспециалиста
Дмитрий Касаткин  06.11.2003 17:14

Иван Cадовский писал(а):

> Вопрос: функция лампы "БПН" (рядом) какова?

Сигнализирует работу блока преобразователя напряжения 550 > 24.

Re: Управление трамваем

Пульт так себе. У 71-403 поинтереснее, автоинформатор у них одинаковый - "Рита".

А за фото большое спасибо.

Re: Управление трамваем
Alex_1  06.11.2003 23:09

Евгений Кузнецов писал(а):

> Пульт так себе. У 71-403 поинтереснее,

В целом согласен. Хотя большие плоские тумблеры в КТМах все же более стильны, чем стандартные отечетвенные автомобильные (к тому же не отличающиеся надежностью и долговечностью) кнопки в 71-403.

Кстати, советские поворотные переключатели на пультах 71-402 в Е-бурге часто меняют на аналогичные (но намного более симпатичные)тесловские, как в Татрах. Откуда их берут?

А в Москве наоборот, в Т3 штатные переключатели часто меняют на советские перекидные, как в КТМ-5 и ЗиУ. Зачем?

> автоинформатор у них
> одинаковый - "Рита".

Это та же РИТА, что речевой информатор о нештатных ситуациях в самолетах? Или просто обозначение совпало?

Сообщение изменено (06-11-03 23:12)

Re: Дотормаживание
Alex_1  06.11.2003 23:19

Пражский трамвайщик писал(а):

> Правильно работающий и
> отрегулированный соленоид (привод барабанного тормоза) на
> позиции КВ Т-4 развивает лишь частичное усилие, обеспечивающее
> плавную остановку вагона.

А на стоянке напряжение с соленоидов полностью снимается, или тоже лишь частично?

>При нажатии же кнопки
> "дотормаживание" уже после наложения колодок (сигнализация
> соленоидов горит), отключается контактор

Другие говорят, что эта кнопка наоборот, препятствует вводу в действие механического тормоза, обеспечивает электродинамическое торможение до полной остановки.

Re: Дотормаживание

Alex_1 писал(а):

> А на стоянке напряжение с соленоидов полностью снимается, или
> тоже лишь частично?

Все зависит от положения рукоятки контроллера. Если водитель оставит рукоятку КВ на Т-4, через силовые катушки соленоида будет все это время проходить небольшой ток (соленоидный тормоз в этом случае не действует в полную силу, но это бывает достаточно для удержания вагона в неподвижном состоянии и на уклонах). При переводе рукоятки на позиции Т-3,2,1 или "0" ток через заторможенный соленоид не проходит (не считать ли сигнализации).


> Другие говорят, что эта кнопка наоборот, препятствует вводу в
> действие механического тормоза, обеспечивает
> электродинамическое торможение до полной остановки.

Еще раз коротко:
У кнопки "дотормаживание" фактически две функции. Только о той, которую я описал выше, практически никто не знает и не пользуется ей.

Первая функция: действительно, препятствует затормаживанию соленоидного тормоза. Для этого кнопка должна быть нажата на позиции Т-4 еще до истощения эл. динамического тормоза. В этом случае соленоиды действительно не затормозятся. Но это не значит, что электродинамика обеспечит вам полную остановку, как вы пишете. На спуске вагон будет продолжать катиться с небольшой скоростью, зависящей от величины уклона. На подъеме вагон, естественно, покатится назад.

Вторая функция: собственно дотормаживание. При нажатии кнопки уже после наложения тормозных колодок, снимается до сих пор действующее небольшое напряжение с силовых обмоток соленоидов (в этом случае силовые обмотки создают малое сопротивление тормозной пружине соленоида, что обеспечивает частичное прижаетие колодок к тормозным барабанам, а следовательно и плавную остановку вагона) и механический (соленоидный) тормоз действует уже в полную силу.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]