ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Курск - Орёл
Алексей Колин  25.07.2003 01:48

Предлагаю краткий очерк о состоянии трамвайно-троллейбусного хозяйства в Курске и Орле, написанный мною после непродолжительного (по 6 часов на каждый город) пребывания в этих городах 20 и 21 июля.
Итак, КУРСК. В городе работает 8 трамвайных и 8 троллейбусных маршрутов. Причём в нумерации маршрутов нет пропусков. Трамвайная сеть развита лучше, чем троллейбусная и охватывает практически весь город. Правда, справедливости ради, стоит заметить, что некоторые трамвайные маршруты являются сокращённым вариантом других и самостоятельные участки не обслуживают. Так, маршруты № 6 и 8 являются сокращёнными вариантами маршрута № 4, маршрут № 7 сокращённым вариантом маршрутов № 3 и 5. Подвижной состав вагоны Т-3 и Т6В5, работающие в одновагонном исполнении. Трамвайные сцепки (из Т-3) были замечены на 3-ем маршруте, но их очень мало (буквально несколько штук). Внешнее состояние вагонов тянет на троечку: много старых двухдверных Т-3, краска облупившаяся. Т6В5 выглядят поприличнее, но стёкла тоже в основном поцарапанные, сидушки порезанные. Трамвайные линии проходят преимущественно на обособленном полотне (кроме центральных улиц), естественно, не закрыты. Рельсы двутавровые и желобчатые, состояние их удовлетворительное. Во всяком случае они не наводят такой ужас, как например, на Бухарестской улице в Санкт-Петербурге и на проспекте Октябрьской Революции в Коломне: заметных глазом углов в плане, просадок, а также заплаток я не обнаружил. Курск низкоэтажный и расположен на холмах. Улицы при этом имеют значительные уклоны, поэтому поездка на трамвае сравнима с покатушками на американских горках, правда, с курскими скоростями. Кстати, о скоростях. Мне не удалось выработать чёткого мнения о том, какой курский трамвай: скоростной или медлительный. При поездке в гору трамваи идут довольно уверенно быстро, оставляя позади себя автобусы. Зато при спуске они двигаются преступно медленно. Больше всего в этом плане меня поразила улица Энгельса. На перегоне в две остановки на троллейбусе мы обогнали трамвай, который стартовал от ул. Пионеров на 5 минут раньше. Трамвай двигался со скоростью пешехода.
Наиболее красивая магистраль города (на мой взгляд) – ул. Энгельса, которая начинается у площади Дзержинского и соединяет центральную часть города с отдалённым районом Рышково, переходя в нём в проспект Кулакова. На этой магистрали трамвай строился наверняка, как скоростной. Он проходит посередине магистрали на довольно широком самостоятельном полотне, окружённым газонами. Практически на всех остановках есть подземные пешеходные переходы. Пересечение с пересекающей ул. Энгельса Сумской ул. выполнено в разных уровнях. При этом по Сумской ул. также ходят трамваи. Таким образом, можно сказать, что трамвайный пересадочный узел Энгельса-Сумская башенного типа. Ул. Энгельса и проспект Кулакова единственная магистраль города, по которой трамвай и троллейбус идут вместе. Но трамвай по скорости значительно проигрывает троллейбусу.
Троллейбусную систему Курска трудно назвать сетью. Можно сказать, что это одна линия, простирающаяся с севера на юг с небольшими ответвлениями. К железнодорожному вокзалу троллейбус не подходит (подходит только трамвай) и даже не проходит по главной представительной улице города – улице Ленина, вообще не имеющей электротранспорта. Троллейбус идёт по параллельной к улице Ленина улице Радищева.
Троллейбусный подвижной состав выглядит гораздо презентабельней, чем трамвайный. Много новых машин Тролзы и ВМЗ, старые ЗиУ-9 выглядят тоже довольно прилично.
О степени загазеленности города мне судить довольно трудно, поскольку я был в нём в воскресенье, а газельки, пазики, уазики, и прочие частные перевозчики наиболее активны в рабочие дни. Так вот, в воскресенье маршруток было довольно мало. Собственно говоря, трамвай даже не везде возможно продублировать, так как во многих случаях рядом с трамвайными путями нет качественной проезжей части, но и дублёров троллейбусов я видел очень мало.
Что меня порадовало, так это то, что в Курске работает специальный КОММЕРЧЕСКИЙ МАРШРУТ ТРОЛЛЕЙБУСА № 8. Об этом поподробнее. Мне уже приходилось видеть и слышать о коммерческих троллейбусах в других городах. В Санкт-Петербурге и Воронеже на обычные маршруты выходили машины с табличками «без льгот». О судьбе воронежского коммерческого троллейбуса мне не известно, а в Санкт-Петербурге их запретили. В Кирове я сам видел троллейбусы с буквой «А», что означает «аренда». Льготники в этих троллейбуса должны платить по 2 рубля. Так вот в Курске организован специальный новый маршрут, на котором все машины коммерческие. Трафареты троллейбусов 8-го маршрута даже выделены красным цветом, вслед за номером идёт надпись «коммерческий». Если посмотреть на схему курского троллейбуса, то можно увидеть, что маршруты № 1, 2, 5 идут с севера до центра, а № 3, 4, 6, 7 с юга до центра. Прямого сообщения между севером и югом нет, а вновь организованный маршрут № 8 Льговский поворот – Троллейбусное депо такое сообщение даёт. Стоимость проезда на коммерческом маршруте такая же, как и на социальных – 4 рубля, зато не предоставляется право никаких льготных и бесплатных проездов. Троллейбус № 8 пользуется высокой популярностью: довольно прилично населён, интервал движения небольшой, на маршруте собраны самые лучшие и новые машины (в основном ВМЗ). Да здравствуют коммерческие троллейбусные маршруты!

ОРЁЛ. Сразу скажу, что Орёл мне понравился гораздо больше, чем Курск. Он вполне дотягивает до волгоградского уровня провинциального российского города. Такой же светлый, чистый, ухоженный. Свежеукатанные асфальтом дороги, море цветов, свежеотштукатуренные дома, чудная вечерняя подсветка – это всё Орёл. Признаться, от Орла я этого даже не ожидал. Весь город буквально утопает в зелени и цветах. В центре довольно массивная пешеходная зона. Улица Ленина, соединяющая площади Маркса и Ленина уложена мелкой калоритной плиткой, посередине цветники, освещается фонарями, на ней полно местных фирменных магазинчиков, кафешек. Не в обиду этим городам будет сказано, но Ярославль, Тула, Рязань, Владимир, Тверь, Иваново и особенно Рыбинск остаются далеко позади Орла по благоустройству и внешнему облику.
В городе работает 4 трамвайных (без пропуска номеров) и 7 троллейбусных (с 1 по 8, нет 2-го) маршрутов. Трамвайной сетью охвачен Заводской и Железнодорожный районы, троллейбусной – более-менее весь город. Трамвайная сеть включает в себя все две линии, которые проходят в основном на обособленном полотне. В пределах представительной части города трамвай проходит, так сказать, с тыльной стороны, то есть не по главным улицам с высокоэтажной (5 этажей) застройкой, а по параллельным к ним. Довольно красивая ул. Пушкина с одноэтажными деревянными домиками. Здесь в самом центре города трамвай проходит через деревенский уклад жизни, что в общем-то характерно для провинциальных городов с населением до 500 тыс. жит. При этом двутавровые рельсы проходят посредине улицы, ничем не закрыты, а проезжая часть располагается по краям. Правда, проходя всю улицу Пушкина трамвай выходит в самый центр города: проходит через сквер Танкистов, пересекает Оку, проходит по Гостиной улице через Богоявленскую площадь, мимо Университета (естественно, на совмещённом полотне) и снова скрывается из вида презентабельного города. Подвижной состав – Т-3 и Т6В5. Кстати, такой набор подвижного состава встречается во всех городах южного направления: Тула, Орёл, Курск, Харьков. В отличие от курских здешние вагоны поновее и выглядят очень прилично. Буквально сверкающая кремово-жёлтая и красная краска создаёт иллюзию и атмосферу 1980-х годов. Вагоны настолько чистые, что фоне кузова можно видеть своё отражение. Кстати, вагоны в Орле с «унитазами», с теми самыми поливинилхлоридными сидениями ещё красного цвета. Стёкла все свежие (не поцарапанные), вагоны идут очень тихо (не депо имени Баумана ни фига). Вагонов Т-3 на порядок больше, чем Т6В5 (в Курске где-то пополам), процентов 30 трамвайных экипажей – сцепки из Т-3. Пути довольно хорошие, но быстрой езды я не увидел, за исключением закрывающего рейса 20 июля в воскресенье, когда прокатился на «скоростном» вагоне от автовокзала до депо. В целом, как мне показалось, скорости довольно низкие (правда в Санкт-Петербурге на просп. Косыгина и в Новосибирске на 18-ом маршруте ещё ниже), но причиной тому не плохое состояние путей или подвижного состава, а плохое настроение трамвайщиков, в смысле, тянутые графики. Раз можно быстро ездить поздно вечером, значит, можно быстро ездить и весь день. Возможные затыки тоже не могут служить основанием для затягивания времени нахождения в пути – трамвай везде проходит свободно.
Троллейбусный парк представлен ЗиУ-9 и свеженькими Тролзами. Что особенно меня порадовало, в городе работают гармошки ЗиУ-10 – в основном были замечены на 8-ом маршруте. Надо сказать, что воскресное впечатление о работе троллейбуса отличается от понедельника. В воскресенье вечером город был изумителен преобладанием троллейбусов на улицах перед другими перевозчиками пассажиров. Тогда у меня сложилось обманчивое впечатление, что в городе очень мало маршруток. Троллейбусы гоняли очень быстро. Приятное поскальзывание токоприёмников по проводам и стрелкам чистого вечернего города, пахнущего цветами создавало впечатление, что город уважает, бережёт и любит свой троллейбус. Однако в понедельник, когда из своих гнёзд повылазили пазики, уазики и газельки с надписями «без льгот» всех мастей город стал утопать в дыме, гари и копоти, среди которой стало трудно возможным разглядеть редко появляющиеся на горизонте троллейбусы. «Похоронки» (пазики и уазики») в будний день снуют одна за одной, как и подобает «похоронкам» подрезая и обгоняя друг друга, как будто боясь опоздать на кладбище (в буквальном смысле). Надо сказать, что тролли не очень то уступают им дорогу. Тролль 1-го маршрута на Московской улице специально ехал посередине двух полос, так что сзади идущая «похоронка» никак не могла его обогнать. Впрочем она ещё проигрывала и при трогании с места.
Возможно, я что-то упустил из вида, но, может быть, смогу ответить на возникшие вопросы.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]