ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
ПОДРОБНО про АРХАНГЕЛЬСК.

По стопам визита в Архангельск 14-го июня 2002 г.

Спасибо Ааре Оландеру, Кириллу и СС за дополнения.

Архангельск - город с населением около 365 000 чел., расположен на севере России, в устье реки Северная Двина, около берегов Белого моря. Ввиду своего географического положения, всего 250 км. южнее северного полярного круга, город знаменит необычно длинными световыми днями летом, аналогично нескончаемыми ночами в зимнее время, и, наконец, достаточно суровой зимой длящейся практически с октября по апрель. В городе функционируют трамваи и троллейбусы, причём трамвайная сеть является самой северной сетью в мире, а троллейбусная сеть 2-й самой северной сетью в мире после Мурманска.

Архангельск сегодняшнего дня представляет из себя заметно бедный город с явно ограниченными источниками дохода. В прошлом город во многом зависил от стратегически расположенного с экономической и военной точки зрения морского порта. Но с развалом Советского Союза, по мере сокращения экономической активности на дальнем севере России, и аналогичного свёртывания военного комплекса Архангельск остался без традиционных источников дохода. Как кажется единственной основной заметной процветающей сферой деятельности осталась лесоперерабатывающая промышленность. Слово "заметной" упомянуто не случайно, т.к. кроме множества лесозаводов (лесозаводам присваиваются номера, и наивысший номер присвоен Лесозаводу N23), причалов лесного порта (наивысшая нумерация Лесной порт N9), в городе есть и целлюлозно-бумажный промышленный комплекс, производящий бесконечную облачность подозрительного раздражающего запаха химического характера нависшую над жилыми кварталами города. Изо всех лесных закаулков области к городу тянется сплошной поток грузовиков гружёных лесом, и на подходе к Архангельску правая сторона дорог по направлению к городу полностью разбита, что породило среди местных автомобилистов оригинальную практику - езда по левой стороне дороги. Почти как в Англии, если исключить встречный поток машин использующих эту же сторону.

Тем неменее,будучи источником вышеописанных экологических проблем, лесоперерабатывающая индустрия по-видимому не способна адекватно компенсировать городу ущерб посредством соизмеримых налогов. Городская козна находится на хронически опустевшем положении, многие услуги государственной сферы явно не поддерживаются на должном уровне, что, вчастности, разительно заметно на улицах города. Дорожное покрытие просто ужасно, городские обочины фактически представляют из себя месево грязи, большинство домов находится в абсолютно непреглядном состоянии. Во время визита горячей воды не было ни где, подача электроэнергии переодически поступательно отключалась по районам города. В одном случае бензозаправочная станция отказывала в выдаче бензина по причине отсутствия электричества, водителям при этом давался совет переехать через мост в другой район где на данный момент электричество было.

В первую очередь от вышеописанного положения вещей пострадала работа городского электрического транспорта. Трамвайно-Троллейбусное управление находится на нищенском положении, вдобавок заметно подрываемым неконтролируемой конкуренцией со стороны частных извозчиков восновном в форме маршрутного такси, а так же открыто анти-трамвайной политикой властей.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ.

Первый трамвай в Архангельске пошёл 26-го июня 1916-го года. До 1956-го года в городе было 2 независимых сети - одна в центральной и южной частях города, а другая так называемая соломбальская сеть начиналась в районе Соломбала на севере реки Кузнечихи, и обслуживала удалённые от города северные окрестности. В зимнее время по льду Кузнечихи прокладывались рельсы соединяющие обе части сети. Даже сегодня трамвайная сеть Архангельска воспринимается как две отличные по своим характеристикам системы, и северная часть до сих пор упоминается как соломбальская сеть. Обе части соеденены Кузнечёвским мостом, но последние события вокруг данного моста грозят вернуть трамвйную сеть Архангельска во времна до 1956 года.

Трамвайная сеть сегодня представляет из себя 56 км. пути и 5 маршрутов. В городе должно быть как минимум 68 вагонов трамвая, однако многие вагоны пребывают в нерабочем состоянии, и ежедневный выход на линии по будним дням составляет не более 40-ка вагонов. Вся сеть обслуживается из депо N1, открытого в 1966 году. Депо N2 в районе Соломбала было открыто в 1929 году и обслуживало северную соломбальскую сеть. Депо N2 было закрыто в начале 1990-х из соображений экономии. Территория 2-го депо сейчас не используется.

В цетре города трамваи идут в смешанном потоке по Троицкому проспекту, ставшему предметом многих споров касательно будущего трамвая. Данный проспект является основной центральной магистралью города, на которой находятся основные источники пассажиропотка. По метсным стандартам Троицкий пр. считается перегруженным транспортом. Вопреки мнению превалирующему во всём остальном мире, в Архангельске считается, что несмотря на способность перевезти массу пассажиров, трамвай является помехой прочему транспорту по причине отсутствия мобильности в рамках относительно узкой улицы, а так же врезультате плохого состояния пути и дорожного покрытия вокруг путей. На самом деле, Троицкий проспект восновном используется только автотранспортом "местного значения", т.к. существует масса гораздо более широких параллельных артерий для транзитного транспорта. Врезультате на момент визита отнюдь не сложилось впечатления что улица задыхается от транспорта застрявшего за трамваем. Поток транспорта здесь относительно средний, более того, движение постоянно поддерживается т.к. правила парковки соблюдаются, дабы не возникало конфликтов с трамвайным движением.

Может быть отчасти это и правда, и наличие трамвая отпугивает часть автомобилистов из-за местных сложившихся условий, остаётся только выяснить хорошо это или плохо. Исходя из гораздо более весомой относительной социальной значимости трамвая против автомобиля, может так оно и должно быть?

Как оказалось, 1/3 Троицкого проспекта уже отремонтирована, с новыми рельсами аккуратно вписанными в дорожное покрытие, что позволяет трамваю разогнать достаточную скорость. Оставшаяся часть проспекта пробывает в плохом состоянии, что раздуто местными властями до уровня "ужасного" состояния в попытке выставить трамвай в чёрном свете как причину более скорого ухудшения состояния дорожного покрытия. Но в сравнении с некоторыми другими городами России, состояние неотремонтированной части Троицкого всё же не более чем "плохое" и пока преодолимое.

Длинная южная линия обслуживаемая маршрутом N2 вдоль Ленинградского пр. на Варавино и Жаровиху являет собой обособленное на 100% полотно на одной из сторон проспекта, при этом в двух местах пути пересекают сам же проспект. Пути когда-то были расчитаны на высокие скорости, и всё ещё находятся в хорошем состоянии, но разогнаться можно уже далеко не везде.

Обе ветки северной соломбальской сети - полностью однопутки, за исключением небольшого отрезка прямо перед закрытым депо N2. Трамвайные пути восновном проложены вне городских улиц и ведут к удалённым, зачастую труднодоступным районам. В некоторых случаях трамвайное полотно является единственным цивилизованным доступом к отдельным кварталам, и многие пешеходы предпочетают идти через окружающие непреодолимые дебри прямо по шпалам. Данные линии являются оптимальной классикой пригородного трамвайного движения. Это примтивные однопутки с деревянными покосившимися от времени и стоящимипод невероятным углом столбами. Трамваи идут через болота и дремучии заросли, сменяющиеся бесконечными северными открытыми и продуваемыми всеми ветрами пространствами. Окружающая застройка восновном представляет из себя деревянные дома сугубо северного типа. Сами пути находятся в удовлетворительном состоянии, как кажется по причине недостаточного использования из-за ограниченного трамвайного движения. Ни каких признаков какого-то ни было ремонта производившегося в прошедшие обозримые годы нет.

Линия Архангеьского маршрута трамвая N3 является самой северной в мире, а к/ст Лесозавод N21, также известная как ул. Баумана или Южная Маймакса - это самая северная точка мира куда доходит трамвай. Более того, сразу за кольцом, на мосту Маймаксанского шоссе через речку Соломбалку, были обнаружены остатки трамвайных рельсов уходящих далее на север, на Среднюю Маймаксу. (Интересует любая дополнительная информация касательно данной заброшенной ветки)

Парк трамвайных вагонов Архангелська состоит из 43-х оставшихся РВЗ-6М2, 6-ти построенных в Санкт-Петербурге сочленённых вагонов ЛВС-86К (N500-505) и около 20-ти поставленных после 1995-го года вагонов ЛМ-93 (N506 +), также питерского производства. Cамый старый замеченный на ходу вагон N363 модели РВЗ-6М2 был поставлен в 1984 году. Самый новый замеченный вагон ЛМ-93 имел бортовой номер 524. Архангельск - один из немногих городов России успешно эксплуатирующий вагоны Петербургского производства за пределами самого Санкт-Петербурга. Как показывает практика, питерские вагоны могут успешно эксплуатироваться только когда их в трамвайном хозяйстве достаточно много для поддержания последовательной практики ремонтов, но даже при этом уровень ломучести среди ЛВС / ЛМ-ов диспропорционально высок.

В день визита соломбальские маршруты N3,4 обслуживались 4-мя вагонами РВЗ-6М2, добравшимися сюда из депо N1 и остававшимися на северном берегу весь день. На самый северный маршрут N3 был выпущен только один вагон N379 работавший с 6:22 до 19:10 (время обозначает отправление от южного конечного пункта Красна Кузница) с интервалом в 48 минут. Интересно, что согласно сообщениям других любителей посетивших Архангельск в разное время, создаётся впечатление что вагон N379 приписан к маршруту N3 навсегда. На другом соломбальском маршруте N4 работали вагоны N381, 383 и 390. Маршрут функционирует с 6:23 до 21:35 с непоследовательным интервалом в 12-24-24 минуты, вагоны отправляются от Красной Кузницы на 23-ей, 35-ой и 59-ой минутах каждого часа, кроме 6:35 и 21:23. Расписание одинаково по будним и выходным дням.

Трамвайный маршрут N1 работает только в центре города и только по будним дням днём, т.е. кроме вечеров. 1-ца курсирует по всей длине Троицкого проспекта. На маршрут выходят около 5-ти вагонов, восновном ЛМ-93, иногда РВЗ-6М2. Самый популярный и загруженный маршрут N2 обслуживается как одиночными вагонами ЛМ-93 так и РВЗ-6М2. Все оставшиеся в городе 2-х вагонные поезда, и сочленённые ЛВС-86к в работоспособном состоянии приписаны к 2-ке. Только три 2-х вагонных состава наблюдалось в обороте в день визита, 2 поезда РВЗ-6М2 N377+378 и N409+410 и один состав ЛМ-93 N518+519. Все 2-х вагонные поезда работали до приблизительно 16:30, после чего были отправлены в парк, т.к. рабочий день в Архангельске к этому времени уже иссяк. Был замечен только один вагон модели ЛВС-86К под номером 503, все остальные 5 вагонов этого типа были в нерабочем состоянии. Так же существует укороченный вариант маршрута N2 под литерой "К". Маршрут N2К работает только по будним в часы пик и обслуживается одиночными ЛМ-93 и РВЗ-6М2.

Все трамвайные вагоны Архангельска имеют самый ужасный запущенный внешний вид из всего замеченного вообще где-либо ещё в мире. При этом надо отметить, что шокирует только именно внешний вид, т.к. вагоны давно не красились, некоторые уже по несколько лет, что также усугубляется жёсткими климатическими условиями региона. В то же время, технически вагоны производят удовлетворительное впечатление, и поломок замечено не было, за исключением утрированного "ремонта" на местах, например когда на к/ст Красная Кузница бабушка-вагоновожатая полезла в одну из тележок в тщетных поисках источника подозрительного шума. Было решено что ввиду визуального отсутствия признаков источника звука, продолжать движение с пассажирами достаточно безопасно.

Нужно также отметить, что то из трамвайного хозяйства города, что ещё работоспособно, функционирует завидно хорошо, стабильно и предсказуемо, что в первую очередь является заслугой обслуживающего персонала. Из разговоров с местными сотрудниками ТТУ, складывается впечатление, что подобный энтузизам связан с тем что люди ценят хоть какую-то работу хотя бы за то что просто её имеют. Более того, работая хорошо, они пытаются доказать свою необходимость в предверии возможного сокращения хозяйства и, соответственно, потери рабочих мест.

Нужно также добавить, что вопреки непопулярности трамвая у местных властей, и плохому состоянию самой сети, трамвай остаётся популярен среди населения города, и многие относятся к возможным сокращениям c сожалением.

ВНИМАНИЕ! ТРАМВАЙ АРХАНГЕЛЬСКА В ОПАСНОСТИ!

Два обстоятельства ставших актуальными в данном 2002-и году могут послужить причиной для закрытия большей части сети трамвая в Архангельске.

Первое обстоятельство связано с плохим состоянием путей и дорожного покраытия на основной городской магистрали - Троицком проспекте. 1/3 проспекта между пл. Ленина и ул. Выучейского уже успешно отремонтирована, уложены новые трамваыные рельсы и ровный асфальт. Однако город ни как не может собраться с силами и закончить ремонт оставшейся части проспекта от пл. Ленина до ул. Суворова. Один из проектов ремонта проспекта подразумевает ремонт дороги без трамвайных путей, т.е. фактическое снятие трамвая.

Второй момет стал неожданно актуален где-то в апреле 2002 года, когда единственный городской Кузнечёвский мост через реку Кузнечиху был признан не способным поддерживать трамвайное движение из-за слабости конструкции моста.Была вызвана соответствующая учёная комиссия из Санкт-Петербурга, которая по мере проведения определённых изысканий и тестов, как и ожидалось, признала кострукцию моста достаточно слабой, и порекомендовала срочное принятие соответствующих мер. Как также ожидалось, первой жертвой должен был стать трамвай.

В конце апреля / начале мая было объявлено что трамвайное движение через Кузнечёвский мост прекратится начиная с 15-го мая 2002 года.Это означало сокращение идущего через мост маршрута N1 до ул. Гагарина, а также, в связи с неработоспособностью ранее закрытого соломбальского депо N2, полное закрытие всей северной соломбалькой сети и маршрутов N3,4. Маршрут N3 убыточен, но социально крайне важен, т.к. обслуживает труднодоступные районы, в т.ч. районы где отсутствуют социальные объекты, такие как школа, детский сад или медпункт. Маршрут N4 продублировать лекгче, но он остаётся популярным и прибыльным.

7-го мая 2002 года официальные лица в ТТУ подтвердили в телефонном разговоре, что трамвайное движение через мост и маршруты N3,4 будут закрыты. Но уже через день, 8-го мая, эти же официальные лица были вызваны в мэрию и проинструктированы срочно разработать план по поддержанию работоспособности маршрутов N3,4 с выполнением только парковых рейсов через мост. Маршрут N1 всё равно оказывался сокращённым. Нужно отметить, что в данные решающие дни население города выразило заметное недовольство закрытием движения, и по городским СМИ прокатилась компания в пользу сохранения трамвая. Врезультате, 8-го мая был опубликован указ мэра о сохранении маршрутов N3,4 посредством поддержания парковых выходов через мост, и проведении дальнейших исследований кострукции моста и определённого его ремонта при сохранении частичного трамвайного движения. Указ был датирован... 12-м апреля 2002 г. (!)

Это было временное решение, так как почти одновременно была анонсирована другая дата закрытия, на этот раз закрытие Троицкого проспекта на ремонт начиная с 15-го июля 2002 года. Это зарезало бы трамвайную сеть ещё больше, и трамваи не смогли бы даже достичь моста, т.о. на весь город остался бы только О-Д-И-Н работоспособный маршрут N2 обслуживающий юг города. Однако городу не удалось собрать соответствующие средства к указаной дате, и ремонт отложили до следующего года.

Врезультате на данный момент маршрут N1 курсирует по укороченной линии, и только 4 вагона ежедневно пересекают Кузнечёвский мост что бы обслуживать изолироанные маршруты N3,4. Интересно, что перевозка пассажиров через мост согласно соответствующему указу была запрещена, но парковые рейсы продолжают перевозить пассажиров, более того, выполняя остановки на закрытом участке до и после моста.

Обе упомянутые проблемы на сегодняшний день остались не разрешёнными, т.о. более трамвайная сеть города остаётся под угрозой сокращения. Также из Архангельска поступают сообщения о возможном полном закрытии Кузнечёвского моста на ремонт в ноябре 2002 г.

АРХАГЕЛЬСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС.

Первый архангельский троллейбус пошёл 14-го октября 1974-го года от Ж.д. Вокзала до к/ст ул. Гагарина что прямо перед Кузнечёвским мостом. Троллейбус не получил крупного развития в первые 10 лет своего существоания, и к середине 1980-х в городе было только 3 маршрута.С этого момента троллейбусная сеть стала развиваться необычными темпами, включая поступательное строительство пригородной ветки 13,5 км. длиной (в одну сторону) на Порт Экономия, завершённое к 1990 году. В высшей точке своего развития Архагельская троллейбусная сеть состояла из 7-ми маршрутов, включая N5А, имела около 75 км. контактной сети и около 70-ти машин. Но в скором времени началось сокращение сети. Маршрут N2 был закрыт из-за нехватки машин в 1993-м году, вместе с веткой вдоль набережной Северной Двины. Маршрут N4 был закрыт в 1995-м году. Маршрут N5A больше не упоминался. Пригородная ветка на Порт Экономия просуществоала только до 1999-го года, и была закрыта из экономических соображений.

На сегодняшний день сеть состоит из 3-х маршрутов N3, 5 и 6. Маршрут N5 наиболее популярен и обслуживается с интервалом в 3-5 минут по будним дням. N3 и N6 менее популярны, или, точнее, ходят реже и оттого не достаточно популярны. Эти маршруты обслуживаются 3-мя машинами каждый, с интервалом приблизительно в 15-20 минут. Длина используемой контактной сети на 2002 г. состовляет около 48 км., хозяйство содержит 42 троллейбуса, при этом только 32 из них в рабочем состоянии. Этого городу определённо не хватает. Прескорбно осознавать, что не так давно 5 маршрутов заканчивалось у ж.д. вокзала, где теперь ходит только один N6, или что между вокзалом и центром города полностью потеряна прямая троллейбусная связь, при том что раньше было два маршрута N2 и 4. Контактная сеть вдоль Маймаксанского шоссе и ул. Победы на Порт Экономия сохранена на 90%, но местами разобрана полностью. Ветка вдоль набережной Северной Двины разобрана.

ЗИУ-9 является основной машиной используемой в хозяйстве. В 1995-96 годах было поставлено 6 машин Jelcz / Nordtroll TEA-120M, одна из них была собрана в Польше, а остальные в самом Архангельске. Только 2 машины этой модели были на линиях в день визита, по одной на линиях N5 и 6. Состояние тролейбусов внешне ещё более ужасное чем трамваев. Некоторые машины не красились годами, и имеют целые поля ржавчины на бортах, и стали в буквальном смысле, к примеру, ржаво-синего цвета. Картина также усугубляется тем, что при вездесущей ахангельской дорожной грязи, машины фактически не моются. Но вопреки внешнему виду, технически троллейбусы, как и трамваи, остаются в удовлетворительном состоянии.

Те троллейбусы которые ещё работают, ходят на удивление хорошо, видимо по тем же причинам что была ранее указаны касательно примерной работы трамваев. Интервалы движения предсказуемы, машины появляются вовремя.

Официально троллейбусная сеть Архангельска не находится в опасности, но планов как поддерживать существующее хозяйство в будущем просто нет. Недавние разговоры о возможности преобретения поддержанных троллейбусов так и не материализовались. Интересно, что в случае разговоров о сокращении трамвайной сети, в других гродах России как правило спешат заявить что трамвай будет заменён троллейбусом. Но в Архангельске даже этого не прозвучало. Создаётся впечатление, что троллейбусная сеть попросту постепенно умирает сама по себе.

ОБЩЕЕ.

Будущее Архангелского электротранспорта остаётся неопределённым. Трамвайно-троллейбусному управлению хронически не выделяются адекватные средства, и в городе полностью отсутсвуют какие-либо планы на будущее сети. Какое-либо обновление подвижного состава и даже ремонт имеющихся вагонов не входят в планы сегодняшнего городского правительства. Вопрос скорее состоит в том, сможет ли город поддерживать хотя бы повседневную эксплуатацию существующего хозяйства. Деффицит средств таков, что хронически на несколько месяцев задерживается выплата зарплат персоналу, из-за чего весной 2002 г. забастовали водители троллейбусов. В октябре 2002 г. сообщалось что подача электроэнергии на нужды гортранспорта будет существенна ограничена. Одновременно трамвайно-троллейбусная сеть испытывает постоянную неравную конкуренцию со стороны частных перевозчиков, явных фаворитов местных властей. Линии маршрутных такси и частные автобусные линии проложены параллельно существующим маршрутам трамвая и троллейбуса, кол-во маршруток безконтрольно растёт. Частные рейсы выполняются прямо перед рейсом городского троллейбуса, маршрутки и автобусы зачастую специально останавлиаются у трамвайных остановок, где им по-идее останавлиаться не положено.

Ситуация особо усугубляется тем, что новоназначенное руководство Арханглеьского ТТУ имеет открыто анти-трамвайные взгляды (!) и этого не скрывает.

При всём при этом, тот факт что сокращение сети было хотя бы задержано на неопределённый период, означает растущее понимание, что город далеко не выйграет если трамваи и троллейбусы уйдут с его улиц.

http://ymtram.mashke.org/

АРХАНГЕЛЬСК. ЛВС-86.
РомкА  04.11.2002 13:57

Насколько мне известно, Архангельск зачем-то купил 6 вагонов ЛВС-86Т - тиристорных. Видимо, поэтому бОльшая их часть почти сразу встала на прикол.

RE: Кузнечихинский мост

По информации, полученной из ТТУ г. Архангельска 28.10.2002, движение трамваев через мост должно было закрыться 02.11.2002. Но что там произошло - не знаю, буду ещё звонить.

Критика принимается. Прочие поправки. (+)

Да, согласен - ЛВС-86Т, а не "К".

При первом же упоминании сразу же ясно вспомнил легенду типа "зачем-то купили" и про то почему оно не работает. Всё логично. Кстати втык LRTA - по их данным значится "К".

Прочие поправки.

Не "около 69" вагонов трамвая, а 69:

РВЗ-6М2........43
ЛВС-86Т.........6
ЛМ-93..........20
-----------------
ИТОГО:.........69

Чётко вырисовался и последний номер поступившего ЛМ-93 - N525.

Добавлю, что в Архангельске ещё должны быть 5 троллейбусов ВМЗ-170 от 108 номера, видимо до 112. Я их в городе не видел, но и не спрашивал по незнанию. На линиях их не было тооочно.

Have fan / fun.

И ещё одна поправка: поезд РВЗ-6М2 был N408+410 (а не N409+410). (-)

(-)

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]