Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Олег Бодня
10.08.2005 06:57
12-13 июня транспортно-фанатская делегация в лице меня и РомкИ Агапитова посетила два города, расположенных по разные стороны российско-белорусской границы - Витебск и Смоленск. В этой поездке мы получили интересные впечатления и сделали разнообразные фотографии. Первые будут описаны здесь, вторые опубликованы на сайте "Общественный транспорт Кубани и Адыгеи" в разделе "Отдел кадров". Сразу оговорюсь, что речь идёт про мои впечатления и фотографии. Что там РомкА понавпечатлял и зафотографировал, пусть он расскажет и покажет самостоятельно :-)
Итак, начинаю делиться впечатлениями :-) 1. ВИТЕБСК - ОБРАЗЦОВАЯ ЗАГРАНИЦА. В том, что распался некогда великий и могучий Советский союз, есть один неоспоримый "плюс". Теперь, побывав в Киеве, Минске, Витебске или любом другом городе одной из бывших советских республик, любой россиянин может гордо сказать: "Я был за границей!". Вот и мне удалось первый раз побывать в другом государстве, если, конечно, не брать в расчёт практически ежегодное турне через Украину на адлерских и новороссийских поездах. Витебск произвёл на меня впечатление чистого и ухоженного, чуть ли не образцового города. "Сталинский" район железнодорожного вокзала, строгие кирпичные и блочные дома невдалеке от центра, многоэтажки в новых районах - привычный для постсоветского города набор, но при этом почти все дома находятся в отличном виде и имеют уютные дворики. Уплотнительная застройка, современный бич России, отсутствует как класс. Городской транспорт Витебска представлен трамваями, троллейбусами, автобусами и маршрутными такси. Трамваи ходят по 9 маршрутам, подвижной состав - РВЗ-6М2, КТМ-5М3 и КТМ-8К. По выходным дням на линию выходят только одиночные вагоны, по будням в часы "пик" на маршруты выходят также системы из РВЗ-шек и КТМ-5. Кроме стандартных систем нам также попались системы РВЗ-6М2+КТМ-8КМ и КТМ-5М3+РВЗ-6М2 (см. фотографии :-) ). Из специального ПС нам неожиданно попался двухсторонний трамвай-рельсошлифовщик на базе ЛМ-68М. От руководства витебского ТТУ нам стало известно, что в ближайшее время ожидается поступление в депо 4 новых трамвайных вагонов производства БКМ. Все трамваи в Витебске окрашены в стандартную для каждого типа ПС окраску. Вагонов с рекламой на борту в Витебске нет (такое положение дел мне, кстати, понравилось). Состояние трамваев - от хорошего до идеального. Вот только с тележками иногда проблемы бывают. Нам разик попалась РВЗ-шка с искривлённой задней осью, приводившей к "подпрыгиванию" трамвая при движении. Очень занятно было смотреть на пассажиров трамвая, невольно скачущих на своих сидениях даже на медленной скорости :-) Состояние путей - на четвёрочку, так как в городе, несмотря на наличие рельсошлифовщика, есть участки путей с волнообразным износом. Кстати, ремонт путей прямо во время движения трамваев мы тоже наблюдали, как и Юра Маллер. Регулирование движения трамваев на перекрёстках зачастую осуществляется с помощью специальных светофоров - старых треугольных с 4 бело-лунными сигналами в виде буквы "Т" и новых с красным изображением трамвая и белой стрелкой, указывающей разрешённое направление движения (снова см. фотографии). Несмотря на это, трамваи в городе ходят "пачками", то есть пройдёт минут за 10 5-6 вагончиков и/или систем разных маршрутов, а затем на такое же время наступает "тишина в эфире". Данное природное явление наблюдалось нами не один раз. Самая красивая трамвайная линия города - линия в микрорайоне Лучёса. Пройдя по мосту через одноимённую речку, трамвайная линия идёт через новый микрорайон, попадает в поле (!), затем делает поворот на 90 градусов, следует до моста через Западную двину и снова оказывается в городе - на этот раз в промышленной застройке. Троллейбусы Витебска работают на 6 маршрутах. Основной ПС - АКСМ-101 и АКСМ-201, есть и старые ЗиУ-682. Среди разношёрстных АКСМ-ов был обнаружен даже один 201-й с вкленными стёклами и двумя длинными узкими коробами на крыше. К сожалению, на снимке его изображение немного смазалось и у меня, и у Ромы, так что в представленной подборке фотографий его нет. В отличие от трамваев, троллейбусы в рекламной окраске в Витебске есть. В троллейбусах работают автоинформаторы на белорусском языке, звучащие для неискушённого жителя РФ довольно забавно :-) Автобусных маршрутов в Витебске не менее 29 (на схеме маршрутов ОТ, продающейся вместе с картой города, их указано только 25). Основной ПС - Ikarus 280, МАЗ-103, МАЗ-104. Среди "Икарусов" встречаются "наши" и двухверные немецкие (по двери в начале каждой секции), есть экземпляры с металлическим навесом над гармошкой. На коммерческих скорых маршрутах 66-с, 99-с и др. работают фактически музейные автобусы из Европы - такое разнообразие моделей редко где в России встретишь. Ну а в качестве маршруток выступают привычные российскому взгляду "Газели". Из прочих городских объектов мне особенно понравился проходящий восстановление Кировский мост. По качеству восстановления мост можно сравнить с его питерским бывшим "тёзкой" - Троицким мостом. На мосту установлены фигурные столбы освещения, по совместительству ставшие опорами троллейбусной КС. Оригинальной явлется и декоративная решётка моста. Весьма необычно выглядит железнодорожный вокзал города. Снаружи это вроде типичное "сталинское" здание, но внутреннее убранство вокзала, изобилующее странными перегородками и переходами, наводит на мысль, что в 1960-1970-х годах была произведена его перепланировка. Между Витебском и Смоленском ходят: - автобус (1 раз в день, в 12:00 из Смоленска, затем обратно); - дизель-поезд из демиховских вагонов с двумя тепловозами по концам (в 9:20 из Витебска, вечером обратно); - состав из автоморис (А) и пассажирских вагонов (П) типа "А-П-А-А-П-А" (в 9:06 из Смоленска, вечером обратно). 2. СМОЛЕНСК - РОССИЙСКИЙ КОНТРАСТ. После уютного белорусского Витебска российский Смоленск, если честно, смотрелся не так привлекательно. Возможно, этому способствовал ливень, шедший больше половины времени нашего пребывания в городе, но самый большой вклад в мои впечатления внесла, скажем так, неблагоустроенность, свойственная для многих (надеюсь, что ошибаюсь) российских городов в той или иной мере. Также как и в его белорусском соседе, в Смоленске городской транспорт представлен трамваями, троллейбусами, автобусами и маршрутными такси. Смоленские трамваи ходят по пяти (или четырём?) маршрутам. Подвижной состав трамвайного депо - КТМ-5М3, КТМ-8К(М), а тажке 2 поезда ЛМ-93 и единственная в мире (на данный момент) система из ЛМ-99. Так как в Смоленске трамвайные поезда тоже выходят на маршруты только в будние дни, на линии мы системы не застали. ЛМ-93 227 из-за поломки своего "хвоста" к нашей радости работал 12 июня на 2-м маршруте, поезд ЛМ-93 230-229 мы поймали в депо, а вот с 99-м поездом облом вышел. Первый вагон поезда был заперт в одном из ремонтных цехов, а снимок второго вагона в депо у меня вышел нерезким. Состояние трамвайных путей в Смоленске - от хорошего до сносного. Интерьер и экстерьер подвижного состава, увы, оставляет желать лучшего, да и сам ПС потихоньку списывается и утилизируется. Несмотря на это, трамваи летают по городу на внушающей уважение скорости (в отличие от витебских, водители которых зачастую скованы ограничениями скорости, развешанными где надо и где не надо). Самая красивая трамвайная линия Смоленска - линия в микрорайон Ситники. Начинается она с невообразимого затяжного подъёма, затем следует небольшой участок с сильно изношенными рельсами, линия проходит мимо самолёта Як-42, установленного в качестве памятника (рядом находится авиазавод), и превращается в линию СТ, хоть и немного запущенную, но вполне неплохую. Сейчас по этой линии ходит только 3-й трамвайный маршрут, проходящий практически через весь город. Троллейбусы в Смоленске работают в южных районах города и в центр не заглядывают. 33 (по данным из атласа С.А. Тархова) троллейбуса ЗиУ-682ГОО работают на двух городских маршрутах. Большинство машин прошло модернизацию - то ли в местном депо, то ли где-то на стороне. Есть версия, что такую модернизацию делают в Минске, однако минчане эту версию отвергают. Состояние ПС - на твёрдую четверку или даже пятёрку (по российским меркам, конечно же). Основа автобусного парка Смоленска - "кредитные" автобусы Mercedes Benz 345-й серии, одинарки и "гармошки". В отличие от Новгорода, Пскова и Вологды в Смоленске преобладают "мерсы" заводского красного цвета, но есть и белые. Кроме них по городу шастают привычные всем "Икарусы" в красивой оранжево-белой раскраске. Ну ещё и маршрутки всякие, куда ж без них... Смоленск - холмистый город. Даже скорее ХОЛМИСТЫЙ. Одним из наиболее завораживающих зрелищ, увиденных в этом городе, был автомобильный мост через Днепр и железную дорогу, уходящий вглубь северной части города. Рядом с мостом стоит "сталинка" и машины проезжают около дома на уровне третьего или четвёртого этажа. Смотрится весьма футуристично. Московские метромосты отдыхают... Смоленский Кремль - сооружение тоже довольно необычное. Как и в Коломне, в городе сохранилась только часть стен Кремля и внутри них есть обычная одно- и многоэтажная застройка. Как вам, например, новорусский 2-3-этажный домик с видом на кремлёвскую стену и Днепр за ней, снабжённый участком с уклоном градусов в 10-20 в сторону Кремля? Вот такие вот создались впечатления. Теперь смотрите фотографии! :-) Напоследок хочу поблагодарить Женю из Смоленска за тёплый приём, предоставленный кров и транспортную экскурсию по городу! Спасибо! Сообщение изменено (10-08-05 07:03) Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
kalexandr
10.08.2005 12:17
Был в Смоленске в 1993 году тогда там помнится работали РВЗ. Когда они были списаны? Причем этот трамвайный парк был даже показан в фильме "Противостояние" с Басилашвили и Болтневым, поскольку действие отчасти происходило в Смоленске. Причем внутри салона эти трамваи были покрашены в ядовито-синий цвет, этой особенностью этот парк и запомнился. Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Ilya
10.08.2005 14:17
Да, буквально в конце 1993-1994 списали последние РВЗ-шки (к сожалению!), остается на балансе в депо лишь спецвагон на базе РВЗ-6, который обслуживает контактную сеть, но очень редко выходит на линию. Салоны были покрашены по-разному, на самом деле: и зеленый цвет был, и синий тоже... Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Ilya
10.08.2005 14:19
Олег, спасибо большое за столь красочное описание нашего города, рад, что хоть кто-то, помимо меня и Алексея Мелькина (тоже знакомый Агапитова) интересуется и высказывается про гортранспорт Смоленска. Фотографии с удовольствием буду смотреть!!! ИЛЬЯ из Смоленска Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Alex - MTB-82
10.08.2005 14:41
Спасибо, очень интересно. Есть красивые фотки. Приятно удивили витебские РВЗшки - состояние близко к идеальному. Да и остальные вагоны неплохи - Смоленск в этом отношении контрастирует. А решетки, закрывающую "дырку" под мордой витебских 71-608КМ (где должна быть сцепка) - это местное изобретение, или серийные вагоны без сцепки так идут? А в Смоленске точно все ЗиУ-682ГОО? Сидения 029, больше походят на серию 682В. Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Олег Бодня
10.08.2005 20:00
Alex - MTB-82 писал(а): > Приятно удивили витебские РВЗшки - состояние близко к > идеальному. Да и остальные вагоны неплохи Я ж написал - трамвайные вагоны в Витебске практически в идеальном состоянии. Вот только телеги подводят... > А решетки, закрывающую "дырку" под > мордой витебских 71-608КМ (где должна быть сцепка) - это > местное изобретение, или серийные вагоны без сцепки так идут? Местное. > А в Смоленске точно все ЗиУ-682ГОО? Сидения 029, больше походят > на серию 682В. Должны быть ГОО - троллейбус в Смоленске появился в 1991 году. Вероятно, во время КВР сидения подменили. Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Мелькин Алексей
11.08.2005 12:54
Во-первых, позвольте выразить участникам поездки общественное порицание за то, что не связались со мной. Мне тоже интересно было бы поучаствовать. Теперь по существу. > Смоленские трамваи ходят по пяти (или четырём?) маршрутам. По четырем, а скорее по трем с половиной :-( , потому что на "семерке" оставили один вагон, и то не полный день. ЛМ-99 вообще ходит крайне нерегулярно, в среднем получается чуть ли не несколько дней в месяц. > Самая красивая трамвайная линия Смоленска - линия в микрорайон Ситники... и превращается в линию СТ, хоть и немного запущенную, но вполне неплохую. А вот это пример того , как можно "дешево и сердито" сделать скоростной трамвай. Большую часть линии там прокладывали железнодорожники, они загнали со своей ветки сначала путеукладчик, а потом ВПР, положили хорошие (хотя и б/у) рельсы на железобетонных шпалах, и вот уже 15 лет трамвай здесь ходит именно так, как и должен ходить трамвай! > Троллейбусы в Смоленске работают в южных районах города и в центр не заглядывают. 33 (по данным из атласа С.А. Тархова) троллейбуса ЗиУ-682ГОО работают на двух городских маршрутах. Большинство машин прошло модернизацию - то ли в местном депо, то ли где-то на стороне. Есть версия, что такую модернизацию делают в Минске, однако минчане эту версию отвергают. Цифру 33 машины дают сами троллейбусники. Реально машин меньше, т.к. процесс модернизации идет непрерывно. Машины ремонтируются непосредственно в Смоленске, т.к. депо строилось с размахом и в расчете на большую перспективу, так что места хватает. Кузова и некоторые узлы используют действительно минские. Кстати, уже минимум две машины - 001 и 007 - прошли "операцию по смене кузова" дважды. > Смоленский Кремль - сооружение тоже довольно необычное. Это мягко сказано. Смоленская крепостная стена имела протяженность около 6,5 км и занимает по этому показателю 2 или 3 место в мире! > Да, буквально в конце 1993-1994 списали последние РВЗ-шки... Последние РВЗ-6 в Смоленске списали все-таки позже, примерно в 1996-97 годах. В отношении модификаций троллейбусов - где-то читал, что первая поставка - 10 ярко-красных машин в конце 1990 года - были все-таки модификации В. А сиденья у нас скорее всего или самодельные, или купленные в других городах б/у. И последнее. Как связаться с упомянутым Женей? Есть инфа, что последний линейный РВЗ в Смоленске был списан в 1998. Фото то ли 1995 то ли 1996 висело на BlickpunktStrab (-)
Зигфрид
11.08.2005 13:21
0 Re: Есть инфа, что последний линейный РВЗ в Смоленске был списан в 1998. Фото то ли 1995 то ли 1996 висело на BlickpunktStrab
Ilya
11.08.2005 14:29
Да все возможно, конечно. Поинтересуйтесь подробнее у Алексея Мелькина. Не помню уж порядкового номера вагона, но водитель-бабушка ездила на нем весьма долго и была прикреплена к нему. Известная очень бабушка, которая все время останавливалась и подбирала трамвайные запчасти... Смоляне наверняка помнят ее! Счас, говорят, на пенсии уже! Ну да, просто последние РВЗ Смоленск получил вроде в 1986. Списать раньше - что-то больно рано (-)
Зигфрид
11.08.2005 16:40
0 Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
РомкА
12.08.2005 12:06
Мелькин Алексей писал: > Во-первых, позвольте выразить участникам поездки общественное > порицание за то, что не связались со мной. Как-то почти спонтанно купили билеты и почти спонтанно поехали. Хотел с тобой связаться, но оказалось, что забыл дома номер телефона. Извини, пожалуйста. Но мы про тебя вспоминали!!! ;-) > ЛМ-99 вообще ходит крайне нерегулярно, в среднем получается > чуть ли не несколько дней в месяц. В тот момент ЛМ-99 №232 стоял в ремнте - ему меняли пластиковую морду после аварии. > И последнее. Как связаться с упомянутым Женей? Через меня. Он сам из Смоленска, но работает в СПб. А в момент нашего посещения он был дома в отпуске, поэтому и смог нас приютить. Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Олег Бодня
13.08.2005 08:56
Мелькин Алексей писал(а): > По четырем, а скорее по трем с половиной :-( , потому что на > "семерке" оставили один вагон, и то не полный день. 1 Пр. Гагарина - Ламповый завод. 2 Ул. Багратиона - Киселёвка 3 Пр. Гагарина - ж/д вокзал - Ситники. 4 Вокзал - Рославльское кольцо. 7 ? - Киселёвка. Где ошибся? > А вот это пример того , как можно "дешево и сердито" сделать > скоростной трамвай. Большую часть линии там прокладывали > железнодорожники, они загнали со своей ветки сначала > путеукладчик, а потом ВПР, положили хорошие (хотя и б/у) рельсы > на железобетонных шпалах, и вот уже 15 лет трамвай здесь ходит > именно так, как и должен ходить трамвай! Всё же за 15 лет линия уже немного утратила качества СТ. Я бы её сравнил с питерской стрельнинской веткой (с загородным участком). > Цифру 33 машины дают сами троллейбусники. Реально машин меньше, > т.к. процесс модернизации идет непрерывно. Машины ремонтируются > непосредственно в Смоленске, т.к. депо строилось с размахом и в > расчете на большую перспективу, так что места хватает. Кузова и > некоторые узлы используют действительно минские. Кстати, уже > минимум две машины - 001 и 007 - прошли "операцию по смене > кузова" дважды. Мы залезли в депо и нашли там 2 сгоревших кузова - вроде №9 и ещё какой-то. Им, небось, тоже КВР светит? > В отношении модификаций троллейбусов - где-то читал, что первая > поставка - 10 ярко-красных машин в конце 1990 года - были > все-таки модификации В. Если они изначально были без решётки спереди и с двойными диванами в салоне, то да. Сейчас же после КВР (а, возможно, и перенумераций) различия в модификациях стираются. Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Дмитрий Касаткин
13.08.2005 16:55
Олег Бодня писал(а): > Мелькин Алексей писал(а): > > > По четырем, а скорее по трем с половиной :-( , потому что на > > "семерке" оставили один вагон, и то не полный день. > > 1 Пр. Гагарина - Ламповый завод. > 2 Ул. Багратиона - Киселёвка > 3 Пр. Гагарина - ж/д вокзал - Ситники. > 4 Вокзал - Рославльское кольцо. > 7 ? - Киселёвка. > > Где ошибся? В прошлом году было так: 1. Гагарина - Ламповый завод 2. Багратиона - Киселёвка 3. Гагарина - Вокзал - Ситники 6. Рославльское кольцо - Вокзал - Ситники 7. Вокзал - Киселёвка Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Мелькин Алексей
14.08.2005 00:46
Добрый день! Что касается маршрутов трамвая, то с весны упразднен № 3 и № 7, взамен пущен № 4. Позднее № 7 "по просьбам трудящихся" восстановили. С 1 августа на маршруте № 7 работает 1 вагон и лишь до 8 часов вечера. Вот и считайте маршруты сами: три их или четыре... Про сгоревшие троллейбусы постараюсь узнать. Что касается первых, то их многочисленные фотографии развешены на втором этаже в трамвайном парке (как раз над проходной). Но попробую найти их у себя. Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Олег Бодня
14.08.2005 22:20
Мелькин Алексей писал(а): > Что касается маршрутов трамвая, то с весны упразднен № 3 и № 7, > взамен пущен № 4. Позднее № 7 "по просьбам трудящихся" > восстановили. С 1 августа на маршруте № 7 работает 1 вагон и > лишь до 8 часов вечера. > Вот и считайте маршруты сами: три их или четыре... Так "тройка"-то ведь регулярно ходит! Тогда получается 5 маршрутов: 1, 2, 3, 4, 7 ("виртуальный"). По какой трассе ходит маршрут 4? (-)
Майкл
15.08.2005 21:33
-Мелькин Алексей писал(а): > Добрый день! > Что касается маршрутов трамвая, то с весны упразднен № 3 и № 7, > взамен пущен № 4. Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Мелькин Алексей
21.08.2005 02:23
Приношу извинения за то, что ввел в заблуждение. На самом деле, "тройка" благополучно ходит, это я спутал с маршрутом № 6. Маршрут № 4, соответственно, получился как среднее от маршрутов 6 и 7, т.е. Рославльское кольцо - Ж-д вокзал. А вообще разговаривал со знакомым в ТТУ, так там настроения такие, что пока будет нынешний мэр, возможно всякое, вплоть до полной ликвидации трамвайной сети,а возможно, и троллейбусной, т.к. он (мэр) лично больше всего предпочитает маршрутки, что, в принципе, логично, поскольку затрат не требуется никаких, а пассажиров худо-бедно возят, да и деньги какие-никакие в бюджет капают. Во всяком случае, с его приходом прекратился какой-либо серьезный ремонт пути и обновление ПС. А вот списание идет непрерывно. По троллейбусу тоже довольно глухо. По постановлению горсовета от 2003 года, в нынешнем году должна быть завершена линия троллейбуса на вокзал, тогда как реально в этом направлении вообще ничего не сделано. Зато заключили договор с китайцами о строительстве комплекса из небоскребов и парка развлечений...
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.005 seconds ]