ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Олег Бодня  10.08.2005 06:57

12-13 июня транспортно-фанатская делегация в лице меня и РомкИ Агапитова посетила два города, расположенных по разные стороны российско-белорусской границы - Витебск и Смоленск. В этой поездке мы получили интересные впечатления и сделали разнообразные фотографии. Первые будут описаны здесь, вторые опубликованы на сайте "Общественный транспорт Кубани и Адыгеи" в разделе "Отдел кадров". Сразу оговорюсь, что речь идёт про мои впечатления и фотографии. Что там РомкА понавпечатлял и зафотографировал, пусть он расскажет и покажет самостоятельно :-)

Итак, начинаю делиться впечатлениями :-)

1. ВИТЕБСК - ОБРАЗЦОВАЯ ЗАГРАНИЦА.

В том, что распался некогда великий и могучий Советский союз, есть один неоспоримый "плюс". Теперь,
побывав в Киеве, Минске, Витебске или любом другом городе одной из бывших советских республик, любой
россиянин может гордо сказать: "Я был за границей!". Вот и мне удалось первый раз побывать в другом
государстве, если, конечно, не брать в расчёт практически ежегодное турне через Украину на адлерских
и новороссийских поездах.

Витебск произвёл на меня впечатление чистого и ухоженного, чуть ли не образцового города.
"Сталинский" район железнодорожного вокзала, строгие кирпичные и блочные дома невдалеке от центра,
многоэтажки в новых районах - привычный для постсоветского города набор, но при этом почти все дома
находятся в отличном виде и имеют уютные дворики. Уплотнительная застройка, современный бич России,
отсутствует как класс.

Городской транспорт Витебска представлен трамваями, троллейбусами, автобусами и маршрутными такси.

Трамваи ходят по 9 маршрутам, подвижной состав - РВЗ-6М2, КТМ-5М3 и КТМ-8К. По выходным дням на
линию выходят только одиночные вагоны, по будням в часы "пик" на маршруты выходят также системы из
РВЗ-шек и КТМ-5. Кроме стандартных систем нам также попались системы РВЗ-6М2+КТМ-8КМ и
КТМ-5М3+РВЗ-6М2 (см. фотографии :-) ). Из специального ПС нам неожиданно попался двухсторонний
трамвай-рельсошлифовщик на базе ЛМ-68М. От руководства витебского ТТУ нам стало известно, что в
ближайшее время ожидается поступление в депо 4 новых трамвайных вагонов производства БКМ.

Все трамваи в Витебске окрашены в стандартную для каждого типа ПС окраску. Вагонов с рекламой на
борту в Витебске нет (такое положение дел мне, кстати, понравилось). Состояние трамваев - от
хорошего до идеального. Вот только с тележками иногда проблемы бывают. Нам разик попалась РВЗ-шка с
искривлённой задней осью, приводившей к "подпрыгиванию" трамвая при движении. Очень занятно было
смотреть на пассажиров трамвая, невольно скачущих на своих сидениях даже на медленной скорости :-)
Состояние путей - на четвёрочку, так как в городе, несмотря на наличие рельсошлифовщика, есть
участки путей с волнообразным износом. Кстати, ремонт путей прямо во время движения трамваев мы тоже
наблюдали, как и Юра Маллер.

Регулирование движения трамваев на перекрёстках зачастую осуществляется с помощью специальных
светофоров - старых треугольных с 4 бело-лунными сигналами в виде буквы "Т" и новых с красным
изображением трамвая и белой стрелкой, указывающей разрешённое направление движения (снова см.
фотографии). Несмотря на это, трамваи в городе ходят "пачками", то есть пройдёт минут за 10 5-6
вагончиков и/или систем разных маршрутов, а затем на такое же время наступает "тишина в эфире".
Данное природное явление наблюдалось нами не один раз.

Самая красивая трамвайная линия города - линия в микрорайоне Лучёса. Пройдя по мосту через
одноимённую речку, трамвайная линия идёт через новый микрорайон, попадает в поле (!), затем делает
поворот на 90 градусов, следует до моста через Западную двину и снова оказывается в городе - на этот
раз в промышленной застройке.

Троллейбусы Витебска работают на 6 маршрутах. Основной ПС - АКСМ-101 и АКСМ-201, есть и старые
ЗиУ-682. Среди разношёрстных АКСМ-ов был обнаружен даже один 201-й с вкленными стёклами и двумя
длинными узкими коробами на крыше. К сожалению, на снимке его изображение немного смазалось и у
меня, и у Ромы, так что в представленной подборке фотографий его нет. В отличие от трамваев,
троллейбусы в рекламной окраске в Витебске есть. В троллейбусах работают автоинформаторы на
белорусском языке, звучащие для неискушённого жителя РФ довольно забавно :-)

Автобусных маршрутов в Витебске не менее 29 (на схеме маршрутов ОТ, продающейся вместе с картой
города, их указано только 25). Основной ПС - Ikarus 280, МАЗ-103, МАЗ-104. Среди "Икарусов"
встречаются "наши" и двухверные немецкие (по двери в начале каждой секции), есть экземпляры с
металлическим навесом над гармошкой. На коммерческих скорых маршрутах 66-с, 99-с и др. работают
фактически музейные автобусы из Европы - такое разнообразие моделей редко где в России встретишь. Ну
а в качестве маршруток выступают привычные российскому взгляду "Газели".

Из прочих городских объектов мне особенно понравился проходящий восстановление Кировский мост. По
качеству восстановления мост можно сравнить с его питерским бывшим "тёзкой" - Троицким мостом. На
мосту установлены фигурные столбы освещения, по совместительству ставшие опорами троллейбусной КС.
Оригинальной явлется и декоративная решётка моста. Весьма необычно выглядит железнодорожный вокзал
города. Снаружи это вроде типичное "сталинское" здание, но внутреннее убранство вокзала, изобилующее
странными перегородками и переходами, наводит на мысль, что в 1960-1970-х годах была произведена его
перепланировка.

Между Витебском и Смоленском ходят:
- автобус (1 раз в день, в 12:00 из Смоленска, затем обратно);
- дизель-поезд из демиховских вагонов с двумя тепловозами по концам (в 9:20 из Витебска, вечером
обратно);
- состав из автоморис (А) и пассажирских вагонов (П) типа "А-П-А-А-П-А" (в 9:06 из Смоленска,
вечером обратно).

2. СМОЛЕНСК - РОССИЙСКИЙ КОНТРАСТ.

После уютного белорусского Витебска российский Смоленск, если честно, смотрелся не так
привлекательно. Возможно, этому способствовал ливень, шедший больше половины времени нашего
пребывания в городе, но самый большой вклад в мои впечатления внесла, скажем так,
неблагоустроенность, свойственная для многих (надеюсь, что ошибаюсь) российских городов в той
или иной мере.

Также как и в его белорусском соседе, в Смоленске городской транспорт представлен трамваями,
троллейбусами, автобусами и маршрутными такси.

Смоленские трамваи ходят по пяти (или четырём?) маршрутам. Подвижной состав трамвайного депо -
КТМ-5М3, КТМ-8К(М), а тажке 2 поезда ЛМ-93 и единственная в мире (на данный момент) система из
ЛМ-99. Так как в Смоленске трамвайные поезда тоже выходят на маршруты только в будние дни, на линии
мы системы не застали. ЛМ-93 227 из-за поломки своего "хвоста" к нашей радости работал 12 июня на
2-м маршруте, поезд ЛМ-93 230-229 мы поймали в депо, а вот с 99-м поездом облом вышел. Первый вагон
поезда был заперт в одном из ремонтных цехов, а снимок второго вагона в депо у меня вышел нерезким.

Состояние трамвайных путей в Смоленске - от хорошего до сносного. Интерьер и экстерьер подвижного
состава, увы, оставляет желать лучшего, да и сам ПС потихоньку списывается и утилизируется. Несмотря
на это, трамваи летают по городу на внушающей уважение скорости (в отличие от витебских, водители
которых зачастую скованы ограничениями скорости, развешанными где надо и где не надо).

Самая красивая трамвайная линия Смоленска - линия в микрорайон Ситники. Начинается она с
невообразимого затяжного подъёма, затем следует небольшой участок с сильно изношенными рельсами,
линия проходит мимо самолёта Як-42, установленного в качестве памятника (рядом находится авиазавод),
и превращается в линию СТ, хоть и немного запущенную, но вполне неплохую. Сейчас по этой линии ходит
только 3-й трамвайный маршрут, проходящий практически через весь город.

Троллейбусы в Смоленске работают в южных районах города и в центр не заглядывают. 33 (по данным из
атласа С.А. Тархова) троллейбуса ЗиУ-682ГОО работают на двух городских маршрутах. Большинство машин
прошло модернизацию - то ли в местном депо, то ли где-то на стороне. Есть версия, что такую
модернизацию делают в Минске, однако минчане эту версию отвергают. Состояние ПС - на твёрдую
четверку или даже пятёрку (по российским меркам, конечно же).

Основа автобусного парка Смоленска - "кредитные" автобусы Mercedes Benz 345-й серии, одинарки и
"гармошки". В отличие от Новгорода, Пскова и Вологды в Смоленске преобладают "мерсы" заводского
красного цвета, но есть и белые. Кроме них по городу шастают привычные всем "Икарусы" в красивой
оранжево-белой раскраске. Ну ещё и маршрутки всякие, куда ж без них...

Смоленск - холмистый город. Даже скорее ХОЛМИСТЫЙ. Одним из наиболее завораживающих зрелищ,
увиденных в этом городе, был автомобильный мост через Днепр и железную дорогу, уходящий вглубь
северной части города. Рядом с мостом стоит "сталинка" и машины проезжают около дома на уровне
третьего или четвёртого этажа. Смотрится весьма футуристично. Московские метромосты отдыхают...
Смоленский Кремль - сооружение тоже довольно необычное. Как и в Коломне, в городе сохранилась только
часть стен Кремля и внутри них есть обычная одно- и многоэтажная застройка. Как вам, например,
новорусский 2-3-этажный домик с видом на кремлёвскую стену и Днепр за ней, снабжённый участком с
уклоном градусов в 10-20 в сторону Кремля?

Вот такие вот создались впечатления. Теперь смотрите фотографии! :-)
Напоследок хочу поблагодарить Женю из Смоленска за тёплый приём, предоставленный кров и транспортную
экскурсию по городу! Спасибо!

Сообщение изменено (10-08-05 07:03)

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
kalexandr  10.08.2005 12:17

Был в Смоленске в 1993 году тогда там помнится работали РВЗ. Когда они были списаны? Причем этот трамвайный парк был даже показан в фильме "Противостояние" с Басилашвили и Болтневым, поскольку действие отчасти происходило в Смоленске.
Причем внутри салона эти трамваи были покрашены в ядовито-синий цвет, этой особенностью этот парк и запомнился.

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Ilya  10.08.2005 14:17

Да, буквально в конце 1993-1994 списали последние РВЗ-шки (к сожалению!), остается на балансе в депо лишь спецвагон на базе РВЗ-6, который обслуживает контактную сеть, но очень редко выходит на линию.

Салоны были покрашены по-разному, на самом деле: и зеленый цвет был, и синий тоже...

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Ilya  10.08.2005 14:19

Олег, спасибо большое за столь красочное описание нашего города, рад, что хоть кто-то, помимо меня и Алексея Мелькина (тоже знакомый Агапитова) интересуется и высказывается про гортранспорт Смоленска.
Фотографии с удовольствием буду смотреть!!!

ИЛЬЯ из Смоленска

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Alex - MTB-82  10.08.2005 14:41

Спасибо, очень интересно. Есть красивые фотки.

Приятно удивили витебские РВЗшки - состояние близко к идеальному. Да и остальные вагоны неплохи - Смоленск в этом отношении контрастирует. А решетки, закрывающую "дырку" под мордой витебских 71-608КМ (где должна быть сцепка) - это местное изобретение, или серийные вагоны без сцепки так идут?

А в Смоленске точно все ЗиУ-682ГОО? Сидения 029, больше походят на серию 682В.

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Олег Бодня  10.08.2005 20:00

Alex - MTB-82 писал(а):

> Приятно удивили витебские РВЗшки - состояние близко к
> идеальному. Да и остальные вагоны неплохи

Я ж написал - трамвайные вагоны в Витебске практически в идеальном состоянии. Вот только телеги подводят...

> А решетки, закрывающую "дырку" под
> мордой витебских 71-608КМ (где должна быть сцепка) - это
> местное изобретение, или серийные вагоны без сцепки так идут?

Местное.

> А в Смоленске точно все ЗиУ-682ГОО? Сидения 029, больше походят
> на серию 682В.

Должны быть ГОО - троллейбус в Смоленске появился в 1991 году. Вероятно, во время КВР сидения подменили.

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Мелькин Алексей  11.08.2005 12:54

Во-первых, позвольте выразить участникам поездки общественное порицание за то, что не связались со мной. Мне тоже интересно было бы поучаствовать.
Теперь по существу.

> Смоленские трамваи ходят по пяти (или четырём?) маршрутам.

По четырем, а скорее по трем с половиной :-( , потому что на "семерке" оставили один вагон, и то не полный день.

ЛМ-99 вообще ходит крайне нерегулярно, в среднем получается чуть ли не несколько дней в месяц.

> Самая красивая трамвайная линия Смоленска - линия в микрорайон Ситники... и превращается в линию СТ, хоть и немного запущенную, но вполне неплохую.

А вот это пример того , как можно "дешево и сердито" сделать скоростной трамвай. Большую часть линии там прокладывали железнодорожники, они загнали со своей ветки сначала путеукладчик, а потом ВПР, положили хорошие (хотя и б/у) рельсы на железобетонных шпалах, и вот уже 15 лет трамвай здесь ходит именно так, как и должен ходить трамвай!

> Троллейбусы в Смоленске работают в южных районах города и в центр не заглядывают. 33 (по данным из атласа С.А. Тархова) троллейбуса ЗиУ-682ГОО работают на двух городских маршрутах. Большинство машин прошло модернизацию - то ли в местном депо, то ли где-то на стороне. Есть версия, что такую модернизацию делают в Минске, однако минчане эту версию отвергают.

Цифру 33 машины дают сами троллейбусники. Реально машин меньше, т.к. процесс модернизации идет непрерывно. Машины ремонтируются непосредственно в Смоленске, т.к. депо строилось с размахом и в расчете на большую перспективу, так что места хватает. Кузова и некоторые узлы используют действительно минские. Кстати, уже минимум две машины - 001 и 007 - прошли "операцию по смене кузова" дважды.

> Смоленский Кремль - сооружение тоже довольно необычное.

Это мягко сказано. Смоленская крепостная стена имела протяженность около 6,5 км и занимает по этому показателю 2 или 3 место в мире!

> Да, буквально в конце 1993-1994 списали последние РВЗ-шки...

Последние РВЗ-6 в Смоленске списали все-таки позже, примерно в 1996-97 годах.

В отношении модификаций троллейбусов - где-то читал, что первая поставка - 10 ярко-красных машин в конце 1990 года - были все-таки модификации В. А сиденья у нас скорее всего или самодельные, или купленные в других городах б/у.

И последнее. Как связаться с упомянутым Женей?

Есть инфа, что последний линейный РВЗ в Смоленске был списан в 1998. Фото то ли 1995 то ли 1996 висело на BlickpunktStrab (-)
Зигфрид  11.08.2005 13:21

0

Re: Есть инфа, что последний линейный РВЗ в Смоленске был списан в 1998. Фото то ли 1995 то ли 1996 висело на BlickpunktStrab
Ilya  11.08.2005 14:29

Да все возможно, конечно. Поинтересуйтесь подробнее у Алексея Мелькина.
Не помню уж порядкового номера вагона, но водитель-бабушка ездила на нем весьма долго и была прикреплена к нему. Известная очень бабушка, которая все время останавливалась и подбирала трамвайные запчасти...
Смоляне наверняка помнят ее! Счас, говорят, на пенсии уже!

Ну да, просто последние РВЗ Смоленск получил вроде в 1986. Списать раньше - что-то больно рано (-)
Зигфрид  11.08.2005 16:40

0

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
РомкА  12.08.2005 12:06

Мелькин Алексей писал:

> Во-первых, позвольте выразить участникам поездки общественное
> порицание за то, что не связались со мной.

Как-то почти спонтанно купили билеты и почти спонтанно поехали. Хотел с тобой связаться, но оказалось, что забыл дома номер телефона. Извини, пожалуйста. Но мы про тебя вспоминали!!! ;-)

> ЛМ-99 вообще ходит крайне нерегулярно, в среднем получается
> чуть ли не несколько дней в месяц.

В тот момент ЛМ-99 №232 стоял в ремнте - ему меняли пластиковую морду после аварии.

> И последнее. Как связаться с упомянутым Женей?

Через меня. Он сам из Смоленска, но работает в СПб. А в момент нашего посещения он был дома в отпуске, поэтому и смог нас приютить.

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Олег Бодня  13.08.2005 08:56

Мелькин Алексей писал(а):

> По четырем, а скорее по трем с половиной :-( , потому что на
> "семерке" оставили один вагон, и то не полный день.

1 Пр. Гагарина - Ламповый завод.
2 Ул. Багратиона - Киселёвка
3 Пр. Гагарина - ж/д вокзал - Ситники.
4 Вокзал - Рославльское кольцо.
7 ? - Киселёвка.

Где ошибся?

> А вот это пример того , как можно "дешево и сердито" сделать
> скоростной трамвай. Большую часть линии там прокладывали
> железнодорожники, они загнали со своей ветки сначала
> путеукладчик, а потом ВПР, положили хорошие (хотя и б/у) рельсы
> на железобетонных шпалах, и вот уже 15 лет трамвай здесь ходит
> именно так, как и должен ходить трамвай!

Всё же за 15 лет линия уже немного утратила качества СТ. Я бы её сравнил с питерской стрельнинской веткой (с загородным участком).

> Цифру 33 машины дают сами троллейбусники. Реально машин меньше,
> т.к. процесс модернизации идет непрерывно. Машины ремонтируются
> непосредственно в Смоленске, т.к. депо строилось с размахом и в
> расчете на большую перспективу, так что места хватает. Кузова и
> некоторые узлы используют действительно минские. Кстати, уже
> минимум две машины - 001 и 007 - прошли "операцию по смене
> кузова" дважды.

Мы залезли в депо и нашли там 2 сгоревших кузова - вроде №9 и ещё какой-то. Им, небось, тоже КВР светит?

> В отношении модификаций троллейбусов - где-то читал, что первая
> поставка - 10 ярко-красных машин в конце 1990 года - были
> все-таки модификации В.

Если они изначально были без решётки спереди и с двойными диванами в салоне, то да. Сейчас же после КВР (а, возможно, и перенумераций) различия в модификациях стираются.

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Дмитрий Касаткин  13.08.2005 16:55

Олег Бодня писал(а):

> Мелькин Алексей писал(а):
>
> > По четырем, а скорее по трем с половиной :-( , потому что на
> > "семерке" оставили один вагон, и то не полный день.
>
> 1 Пр. Гагарина - Ламповый завод.
> 2 Ул. Багратиона - Киселёвка
> 3 Пр. Гагарина - ж/д вокзал - Ситники.
> 4 Вокзал - Рославльское кольцо.
> 7 ? - Киселёвка.
>
> Где ошибся?

В прошлом году было так:

1. Гагарина - Ламповый завод
2. Багратиона - Киселёвка
3. Гагарина - Вокзал - Ситники
6. Рославльское кольцо - Вокзал - Ситники
7. Вокзал - Киселёвка

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Мелькин Алексей  14.08.2005 00:46

Добрый день!
Что касается маршрутов трамвая, то с весны упразднен № 3 и № 7, взамен пущен № 4. Позднее № 7 "по просьбам трудящихся" восстановили. С 1 августа на маршруте № 7 работает 1 вагон и лишь до 8 часов вечера.
Вот и считайте маршруты сами: три их или четыре...

Про сгоревшие троллейбусы постараюсь узнать. Что касается первых, то их многочисленные фотографии развешены на втором этаже в трамвайном парке (как раз над проходной). Но попробую найти их у себя.

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Олег Бодня  14.08.2005 22:20

Мелькин Алексей писал(а):

> Что касается маршрутов трамвая, то с весны упразднен № 3 и № 7,
> взамен пущен № 4. Позднее № 7 "по просьбам трудящихся"
> восстановили. С 1 августа на маршруте № 7 работает 1 вагон и
> лишь до 8 часов вечера.
> Вот и считайте маршруты сами: три их или четыре...

Так "тройка"-то ведь регулярно ходит! Тогда получается 5 маршрутов: 1, 2, 3, 4, 7 ("виртуальный").

По какой трассе ходит маршрут 4? (-)
Майкл  15.08.2005 21:33

-Мелькин Алексей писал(а):

> Добрый день!
> Что касается маршрутов трамвая, то с весны упразднен № 3 и № 7,
> взамен пущен № 4.

Re: Витебск и Смоленск - фотографии и впечатления
Мелькин Алексей  21.08.2005 02:23

Приношу извинения за то, что ввел в заблуждение. На самом деле, "тройка" благополучно ходит, это я спутал с маршрутом № 6.

Маршрут № 4, соответственно, получился как среднее от маршрутов 6 и 7, т.е. Рославльское кольцо - Ж-д вокзал.

А вообще разговаривал со знакомым в ТТУ, так там настроения такие, что пока будет нынешний мэр, возможно всякое, вплоть до полной ликвидации трамвайной сети,а возможно, и троллейбусной, т.к. он (мэр) лично больше всего предпочитает маршрутки, что, в принципе, логично, поскольку затрат не требуется никаких, а пассажиров худо-бедно возят, да и деньги какие-никакие в бюджет капают. Во всяком случае, с его приходом прекратился какой-либо серьезный ремонт пути и обновление ПС. А вот списание идет непрерывно. По троллейбусу тоже довольно глухо. По постановлению горсовета от 2003 года, в нынешнем году должна быть завершена линия троллейбуса на вокзал, тогда как реально в этом направлении вообще ничего не сделано. Зато заключили договор с китайцами о строительстве комплекса из небоскребов и парка развлечений...

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.005 seconds ]