ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Мотовоз в Пензе в 30-е
Сура  09.01.2005 23:22

Приветствую.
Эта тема как-то затрагивалась, но вот какой-то сколь-нибудь подробной информации найти нигде не удалось
У меня есть фото:
http://www.rosmetrostroy.ru/Sura/penza-motovoz.jpg
Это фото было прислано кем-то, но вот кем я уже не помню :(
В общем, поскольку тема Пензы для меня близка, было бы очень интересно узнать любые подробности этого эрзац-трамвая в Пензе. Хотя вряд ли кто-то что-то знает, но может быть...
Сура

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Сура  09.01.2005 23:24

Пардон, ссылку не проставил.
http://www.rosmetrostroy.ru/Sura/penza-motovoz.jpg

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Пилецкий Павел  10.01.2005 08:43

Сура писал(а):

Привет!

> Эта тема как-то затрагивалась, но вот какой-то сколь-нибудь
> подробной информации найти нигде не удалось
Я думаю самая подробная информация в Интернете по этой дороге в энциклопедии "Младший Брат" Д.З.
http://www.parovoz.com/narrow/RU58.php

> У меня есть фото:
> http://www.rosmetrostroy.ru/Sura/penza-motovoz.jpg
> Это фото было прислано кем-то, но вот кем я уже не помню :(
Фото также лежит в энциклопедии. Так что прислал его либо Евгений Авдонин, либо дюбой посетитель "Младшего Брата". По узкоколейным системам, которое создавали местные власти, вообще обычно мало информации.

> В общем, поскольку тема Пензы для меня близка, было бы очень
> интересно узнать любые подробности этого эрзац-трамвая в Пензе.
> Хотя вряд ли кто-то что-то знает, но может быть...
Я думаю подробности можно найти только в краеведческой литературе по Пензе, или вообще только в архивах.

Если не считать этого, то можно провести поиск по двум направлениям
-определить марку мотовоза. Недавно вышла энциклопедия по подвижному составу узкой коеи, так что это я думаю можно сделать без особых проблем
-опеределить максимальный уклон на предполагаемой трассе
-на основе характерестик мотовоза и максимального уклона попытаться рассчитать, с какой скоростью он мог передвигаться по линии

Большинство мотовозов того времени были довольно слабыми. Я думаю в гору с тремя вагонами(тем более полными) он поднимался с трудом.

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Пилецкий Павел  11.01.2005 08:59

Обнаружилась любопытная вещь. В 1939 году была образована Пензенская область(была выделена из Средневолжского края/области с центром в Самаре). Также в 1939 была образована самостоятельная Пензенская железная дорога. А вот городская железная дорога до этого не дотянула. То есть на момент открытия УЖД Пенза была видимо была просто окружным центром и центром отделения железной дороги. Это довольно любопытно, хотя конечно и не уникально(первые послероволюционные трамваи тоже открылись маленьких городах Старой Руссе и Ногинске).

Фотография тоже интересная. Первый вагон вроде имеет предохранительную решётку. На обычных УЖД такие решётки вроде не применяются, это скорее трамвайное приспособление. Также на переднем вагоне есть фара. Также передний вагон несколько отличается от второго и третьего. То есть передний вагона видимо и был моторным вагоном, а второй и третий вагоны прицепные.

К сожалению плохо видно число осей моторного вагона и не видно, есть ли у осей спарник или там другой тип привода. При поисках мотовоза по энциклопедии это важные признаки.

Несколько удивляет вагонная компоновка мотовоза и развитое остекленение. Для мотовоза это несколько нетипично. Из книги известно о том, что мотовозы с вагонной компоновкой в довоенной время серийно выпускались, было как миниум две модели. Но по информации из книги у них было другое расположение дверей и окон. На фотографии у моторного вагона дверь у края вагона, а у мотовозов из книги двери смещены к середине кузова. Развитое остекленение по идее указывает на то, что пассажиру ездили и в моторном вагоне(хотя там думаю было шумно и грязно).

Ещё одни вопрос связан с расположением двигателя. На мотовозе пичти наверняка стоял автомобильный или тракторный двигатель с водяным охлаждением. Соответствнно у него должен быть характерный радиатор(его обычно заметно даже на фотографиях). Двигатель мог стоять вдоль вагона(радиатор выходит в торец), либо поперёк вагона(двигатель выходит вбок вагона). На фотографии ни в торце, ни сбоку радиатора не видно. Соответственно возможны два варианта. Либо радиатор двигателя выходит на другую сторону вагона, либо там применена более сложная система охлаждения(например специальный вентилятор с приводом от двигателя засасывал воздух через крышу).

Ещё интересно, что у пассажирских вагонов посадочная площадка только с одной стороны вагона.

В общем, если найти ещё парочку фотографий с других ракурсов, то об этом мотовозе можно будет узнать много интересного.
Так что при следующих посещениях Пензы желательно посетить краеведческий музей, музей троллейбусного управления и музей автотранспортников. Есть некоторая вероятность, что хотя бы где нибудь удасться узнать что-нибудб новое.

А вообще узкоколейный трамвай(городская узкоколейная железная дорога) с мотовозной тягой вещь действительно редкая. Узкоколейные трамваи с конной или с паровой тягой встерчались чаще. А вот имеено с мотовозной тягой на территории РФ было всего несколько систем.

Это Мурманск, ориентривочно 1918-1935.
Затем Краснодар, но там всего 1912-1914, потом линию электрифицировали(кажется по жалобам на шум и вонь, там пассажиры тоже ездили в моторном вагоне).

Некоторое распространение узкоколейный трамваи с мотовозной тягой получили только в странах Прибалтики. Такой трамвай долго работал в Таллине. Также вроде нечто подобное в Латвии(линия на Кемери) и Литве(Вильнюс), но по ним я не помню подробностей.

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Сура  12.01.2005 15:57

Эх, точно! Вот откуда фото (это я про ЭМБ).
Ну фраза "от велозавода до драмтеатра" многое проясняет. Но вопросов теперь еще больше.
Потому что около замечательного пензенского театра просто сложно представить оборот такого трамвая. На фото видны пара домов. Что-то напоминает Московскую напротив памятника Белинского. Не там ли? Эх. проверить бы...
Сура

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Пилецкий Павел  12.01.2005 21:41

Сура писал(а):

> Потому что около замечательного пензенского театра просто
> сложно представить оборот такого трамвая. На фото видны пара
> домов. Что-то напоминает Московскую напротив памятника
> Белинского. Не там ли? Эх. проверить бы...
Сложно представить потому что улица незамощенная и непроезжая для колёсного транспорта?
На фотографии показан разъезд, я думаю это и есть конечная трамвая. Я думаю мотовоз обгоняли по второму пути и цепляли в голову состава. Правда сцепное устройство впереди мотовоза какое-то упрощённое. Но наверно хватало и такого. Тормоза у прицепных вагонов почти наверняка ручные, электрического освещения наверно то же не было. Поэтому перецепка мотовоза особых проблем не вызывала.

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Сура  13.01.2005 00:40

Нет, сложно представить, потому что место это больно уж .... центральное. Ну как сложно трамвай теперь на Красной площади представить.. Дома, я надеюсь, сохранились. (в Пензе центр хорошо сохранился), можно будет место найти. Вот только 100% идентифицировать "драмтеатр" как нынешний не берусь, но вряд ли это было где-то в другом месте. В конце концов, не в театр же работники ЗиФа (велозавода) ездили :)) Просто из центра к заводу на север.. кстати через ж.д. Трасса не ясна совсем. В общем, вопросов до кучи, и расследовать это все надо в музее как минимум (если не в архивах). Эх, было бы дело до переворота 17-го года - всего делов-то в историчку зайти, взять пару Памятных книжек Пензенской губернии и все бы нашлось в момент. После 17-го года у нас ох какие пробелы в архивно-историческом деле.
Вагон вообще чУдной. Мало-то что сцепка почти отсутствует, вход только с одной стороны (как-то не в стиле тех лет), площадка вообще только одна, то есть в вагон только одна лестница, где двигатель - не ясно, откуда прицепные вагоны (ничего трамвайное не напоминает?) тоже не ясно, какая-то табличка (изготовителся?) на передней стенке.. линия однопутная? были ли разъезды? сколько составов? где депо? В общем, куча вопросов без ответов. Хоть за написание книжки браться...
Сура

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Laser09  23.04.2011 08:15

Цитата (Сура)
Дома, я надеюсь, сохранились. (в Пензе центр хорошо сохранился), можно будет место найти
На фото конечная станция "Драмтеатр" на улице Бакунина
http://transphoto.ru/photo/155228/
http://static.panoramio.com/photos/original/37771259.jpg
http://static.panoramio.com/photos/original/41047560.jpg

Цитата
кстати через ж.д. Трасса не ясна совсем
Мотовоз курсировал от драмтеатра (конечная располагалась рядом с гостиницей "Сура") до ЗиФа и проходил через остановки: "Завод "Красный пахарь" (ДХО), "Улица Конная слобода" (угол Дзержинского и Луначарского), дальше трамвай нырял в подземный переход, выезжал к месту, где сегодня находится автовокзал, а оттуда - прямиком в Заводской район. Предпоследняя "станция" - "Медсанчасть" располагалась напротив современной гимназии №6.
http://publish.pnz.ru/ml/2005/7206.htm

Трассировка маршрута

Цитата
Вагон вообще чУдной.
вход только с одной стороны
площадка вообще только одна, то есть в вагон только одна лестница, где двигатель - не ясно
В голове поезда мотовоз, скорее всего не предназначенный для перевозки пассажиров. Наверняка есть дверь и с другой стороны, по типу как у тепловоза ТУ-2. Двигатель может быть в середине вагона.

Цитата
В общем, куча вопросов без ответов
Это да, информация довольно скудная...

http://ymtram.mashke.org/russia/penza/



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 23.04.11 08:41 пользователем Laser09.

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е

Цитата
Это да, информация довольно скудная...
http://ymtram.mashke.org/russia/penza/

Автор предыдущего сообщения видимо хотел сказать, что "не" скудная информация содержится по указанному адресу. Далее дан адрес сайта, над которым я только что закончил работать. Удивительно что кто-то откопал эту страницу до того как я успел её анонсисровать ))

На указанной странице собрано фактически всё что известно из различных источников о мотовозое в Пензе на сегодняшний момент.

Have fan / fun.

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Laser09  28.04.2011 06:31

Цитата
http://ymtram.mashke.org/russia/penza/
Автор предыдущего сообщения видимо хотел сказать, что "не" скудная информация содержится по указанному адресу

Именно так. Самая подробная информация на данный момент находится именно по ссылке :)
Юрий, спасибо за интересное исследование.
Но все же остается много белых пятен, особенно по подвижному составу...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 28.04.11 06:31 пользователем Laser09.

Re: Мотовоз в Пензе в 30-е
Laser09  23.09.2011 21:24

Кое-какая информация о подвижном составе:
Мотовоз с дизелем, работавшим на лигроине (судя по всему, это был мотор от трактора) и вагоны построил сам завод
http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=1771#comments

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]