ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Как подбирается вагонный парк
Александр З.  08.03.2000 06:15

На сайте и на форуме подробно освещен вопрос о том, как и почему вагонный парк Москвы сложился исключительно из вагонов Татра, а также о нынешних понятных попытках выбрать новые модели для обновления. А как это происходило в иных местах? Скажем, почему в Москве никогда не были заинтересованы в чешских троллейбусах Шкода? Почему эти троллейбусы были почти исключительно сконцентрированы в Прибалтике, в Киеве и к западу на Украине, и в Закавказье, но их не было в принципе в России и Белоруссии? Почему Рига быстро избавилась от трамваев
собственного производства (!) и перешла на Татры? Почему в Белоруссии никогда не было трамваев Татра? Почему западная Украина и Киев предпочитали трамваи Татра, а восточная - КТМ (здесь, конечно, куча исключений, можно на них не ловить, но тенденция заметна)?

И отдельный вопрос - были такие трамваи "Гота" (производства ГДР). Собственно, и сейчас еще есть в Евпатории и т.п. Но там они на узкой колее. Я визуально
помню трамваи, крайне похожие на эти "Готы", в Ярославле в 70-е годы. Они ходили до конца 70-х и постепенно их полностью сменили КТМ-5. Вопрос: действительно ли это были "Готы", и где еще они были в ходу?

Трамваи Гота
Антон Чиграй  09.03.2000 07:25

> На сайте и на форуме подробно освещен вопрос о том, как и почему вагонный парк Москвы сложился исключительно из вагонов Татра, а также о нынешних понятных попытках выбрать новые модели для обновления. А как это происходило в иных местах? Скажем, почему в Москве никогда не были заинтересованы в чешских троллейбусах Шкода? Почему эти троллейбусы были почти исключительно сконцентрированы в Прибалтике, в Киеве и к западу на Украине, и в Закавказье, но их не было в принципе в России и Белоруссии? Почему Рига быстро избавилась от трамваев собственного производства (!) и перешла на Татры? Почему в Белоруссии никогда не было трамваев Татра? Почему западная Украина и Киев предпочитали трамваи Татра, а восточная - КТМ (здесь, конечно, куча исключений, можно на них не ловить, но тенденция заметна)?

В СССР целесообразность зачастую была на последнем месте, здесь большую роль играло "социалистическое мировое разделение труда", которое наряду с
административно-военными мерами должно было как можно крепче привязать соцстраны к СССР (поэтому и был такой бардак - на Икарусы ставились передние мосты ЗиЛ, на ЛиАЗ - венгерские ведущие мосты). УКВЗ и Ленинградский завод могли без проблем обеспечить вагонами весь СССР. Многое зависело от личных пристрастий секретарей обкомов и их умения отбрыкаться от навязываемых сверху вагонов. Именно из-за совка
в Москву в неимоверном количестве поставлялись сочлененные Икарусы, что и привело к нынешнему "а автобус-то справляется".

> И отдельный вопрос - были такие трамваи "Гота" (производства ГДР). Собственно, и сейчас еще есть в Евпатории и т.п. Но там они на узкой колее. Я визуально помню трамваи, крайне похожие на эти "Готы", в Ярославле в 70-е годы. Они ходили до конца 70-х и постепенно их полностью сменили КТМ-5. Вопрос: действительно ли это были "Готы", и где еще они были в ходу?

http://www.waldbahn-gotha.de/fuhrpark.htm - есть описание некоторых трамваев Гота. А насчет узкой ко
леи - в Пятигорске на 1000мм ходят и Татры-3, и КТМ-15 (КТМ-8м с метровой тележкой).

Re: Как подбирается вагонный парк
silver eric  09.03.2000 07:36

Отвечу, что знаю, и что догадываюсь

> На сайте и на форуме подробно освещен вопрос о том, как и почему вагонный парк Москвы сложился исключительно из вагонов Татра, а также о нынешних понятных попытках выбрать новые модели для обновления. А как это происходило в иных местах?

Приходит новый начальник и говорит: вот, наши вагоны уже старые, нужны новые. Есть (допустим): РВЗ, КТМ, ЛМ и Татра. Мнея нравятся Татры. В городе появляются Татры. Елси город большой, то это не про весь подвижняк, а про часть, начальник этот не гордской, а депошный, но может в крайнем случае действовать соответственно вкусам более высоких начальников. Традиционно у нас больше любили Татры, но они были дороже, поэтому ходили в основном только в городах покрупнее. В маленьких действовал принцип "нам хоть бы какие", и покупали в основном дешёвые
КТМ-5, которые, как по мне, "ни уму ни сердцу". Моё мнение по этому поводу такое.

>Скажем, поче
му в Москве никогда не были заинтересованы в чешских троллейбусах Шкода? Почему эти троллейбусы были почти исключительно сконцентрированы в Прибалтике, в Киеве и к западу на Украине, и в Закавказье, но их не было в принципе в России и Белоруссии?


У нас традиционно больше любили троллейбусы, и считалось хорошим тоном поддерживать отечественного производителя. Покупка некоторыми (повторяю: некоторыми, это совершенно нерегионально) городами шкодовских троллей 9тр, а позже 14Тр и 15Тр (эти, по моему, только в Киеве), является скорее следствием того, что самые популярные ЗИУ кому-то просто не нравились формами, т.к. были угловатыми. А 9Тр формой очень напоминал Т-3. Тенденции универсализации известны хотя бы по примеру ЗИС-МТБ-МТВ. Но, повторяю, это было исключением, начальниковским
"бзыком"

> Почему Рига быстро избавилась от трамваев

собственного производства (!) и перешла на Татры?

Татры - прихоть больших городов, увы.

> Почему в Белоруссии никогда не б
ыло трамваев Татра?


Сколько в Белоруссии городов с трамваем? Сколько в каждм из них маршрутов? Как к трамваю там относятся? Явно, не как к Трамваю Большого Города. Хорошо, что в Минске хоть РВЗ закупали, а не КТМ-5.

> Почему западная Украина и Киев предпочитали трамваи Татра, а восточная - КТМ (здесь, конечно, куча исключений, можно на них не ловить, но тенденция заметна)?

В восточной куча мелких городов трамваем (а мелкие, как я упомянул, больше любят более дешёвые и неприхотливые КТМ), в западной их единицы, при чём несколько узкоколейных. У нас трамваи для узкой колеи не "печатались", а у Татры были Т-4.

>
> И отдельный вопрос - были такие трамваи "Гота" (производства ГДР). Собственно, и сейчас еще есть в Евпатории и т.п. Но там они на узкой колее. Я визуально помню трамваи, крайне похожие на эти "Готы", в Ярославле в 70-е годы. Они ходили до конца 70-х и постепенно их полностью сменили КТМ-5. Вопрос: действительно ли это были "Готы", и
где еще они были в ходу?


Не знаю, но знаю только, что Гота - популярнейший в мире узкоколейный вагон (как Т-3 ширококолейный), и ширококолейных Гот, по-моему, не было.

Не поминайте лихом. S/E

Re: Как подбирается вагонный парк
Krolikov  09.03.2000 11:08

> Приходит новый начальник и говорит: вот, наши вагоны уже старые, нужны новые. Есть (допустим): РВЗ, КТМ, ЛМ и Татра. Мнея нравятся Татры. В городе появляются Татры. Елси город большой, то это не про весь подвижняк, а про часть, начальник этот не гордской, а депошный, но может в крайнем случае действовать соответственно вкусам более высоких начальников. Традиционно у нас больше любили Татры, но они были дороже, поэтому ходили в основном только в городах покрупнее. В маленьких действовал принцип "нам хоть бы какие", и покупали в основном дешёвые КТМ-5, которые, как по мне, "ни уму ни сердцу". Моё мнение по этому поводу такое.

Вряд ли... Действие происходило в государстве, которое называлось "Советский Союз" с предельно централизованной экономикой. Все решалось в Министерстве коммунального хозяйства, и прихоть местных чиновников мало что значила. А здесь действовала куча факторов, и все их учесть трудно. Например, после "Пражско
й весны" 1968-го года было закуплено (слово "закуплено" тоже, конечно, неточное, когда речь идет о странах СЭВ) огромное количество чешских трамваев, дабы поддержать социалистическую экономику Чехословакии и наглядно показать всему миру ее
преимущества. Кто-нибудь видел "Татры" хоть в одном из городов Западной Европы, несмотря на их дешевизну?

> У нас традиционно больше любили троллейбусы, и считалось хорошим тоном поддерживать отечественного производителя. Покупка некоторыми (повторяю: некоторыми, это совершенно нерегионально) городами шкодовских троллей 9тр, а позже 14Тр и 15Тр (эти, по моему, только в Киеве), является скорее следствием того, что самые популярные ЗИУ кому-то просто не нравились формами, т.к. были угловатыми. А 9Тр формой очень напоминал Т-3. Тенденции универсализации известны хотя бы по примеру ЗИС-МТБ-МТВ. Но, повторяю, это было исключением, начальниковским "бзыком"

Я думаю, все было гораздо проще. В городах с холмистым или пересеченным рельефом (а тем пач
е, в Крыму между Ялтой и Симферополем) ЗиУ просто-напросто "не тянули"...

> > Почему Рига быстро избавилась от трамваев собственного производства (!) и перешла на Татры?
> Татры - прихоть больших городов, увы.

Прибалтика-то как раз была "не совсем" Советским Союзом, и там местные власти проявляли больше "строптивости", и старались всеми силами избавляться от "оккупационной" продукции по типу "в гробу мы видали ваши уродливые ЗиУ!" :-) Рижский же вагонзавод, как мне кажется был искусственно насаженным "инородным телом" в городе, который характеризовался приборостроением, электроникой и легким машиностроением. Как мне кажется, они просто "не любили" и "стеснялись" своих трамваев. У чешских, все же, вид куда более "европейский"... Но это, повторяю,
лишь мое допущение...

> > Почему в Белоруссии никогда не было трамваев Татра?
> Сколько в Белоруссии городов с трамваем? Сколько в каждм из них маршрутов? Как к трамваю там относ
ятся? Явно, не как к Трамваю Большого Города. Хорошо, что в Минске хоть РВЗ закупали, а не КТМ-5.


В Белоруссии долгое время трамвай был только в Минске и Витебске (в Новополоцке и Мозыре он появился сравнительно недавно). дело не в отношении городских властей к трамваю и предпочтение ему троллейбуса (в том же Витебске троллейбус появился лишь в 1978 году). Я уже говорил, что судьба каждого вкопанного или выкопанного трамвайного столба решалась в Москве. Просто куда-то надо было девать выпускаемые РВЗ, (отнюдь не плохие, замечу, но, все же, не особо рентабельные)

> > Почему западная Украина и Киев предпочитали трамваи Татра, а восточная - КТМ (здесь, конечно, куча исключений, можно на них не ловить, но тенденция заметна)?
> В восточной куча мелких городов трамваем (а мелкие, как я упомянул, больше любят более дешёвые и неприхотливые КТМ...

Опять-таки, а была ли такая "тенденция" вообще? Речь идет, повторю, об экономическом пространстве, которое называлось "
Советский Союз", а не "Украина". "Татровские" Одесса, Донецк, Мариуполь (тогда - Жданов), Харьков - это не вовсе не Западная Украина. Казань или Минск, где ходили РВЗ - покрупнее, чем Ульяновск, Жданов или Ярославль с Т-3. В огромном Ташкенте бегает вообще, все, что угодно. В Питере, наиболее "трамвайном" городе мира, обходятся своими вагонами, но не особо их поставляли в другие города... Думаю, было все примерно так: сидит
чиновник в Минкомхозе и подгоняет "отчетность": "Так, Поволжье... раскидаем, например, так: Волгоград и Куйбышев - Т-3, Казань - РВЗ, Саратов - КТМ, Астрахань - Т-3... стоп, тут сообщение из МПС, у них нет достаточного количества ж/д платформ для перевозки Татр до Астрахани.. а что у нас на Востоке... есть платформы? ОК, значит, Астрахань обойдется КТМ-ами, а Т-3 отправим в Ульяновск..." :-)))

> Не поминайте лихом. S/E

Ты что, на тот свет собрался? Не спеши...:-)))

С уважением, Евгений...

Re: Где еще они были в ходу "Готы"?
Константин Ш.  09.03.2000 11:14

В Таллине (сам не раз ездил). Прекратили эксплуатироваться ИМХО в начале 90-х.

Re: Трамваи Гота
silver eric  09.03.2000 12:43

>А насчет узкой колеи - в Пятигорске на 1000мм ходят и Татры-3, и КТМ-15 (КТМ-8м с метровой тележкой).

Татра-3 с узкой колеёй называется Татра-4

Татра в Пятигорске
Антон Чиграй  09.03.2000 15:41

> >А насчет узкой колеи - в Пятигорске на 1000мм ходят и Татры-3, и КТМ-15 (КТМ-8м с метровой тележкой).
>
> Татра-3 с узкой колеёй называется Татра-4

Да, но... В Пятигорске ходит именно полногабаритная Татра-3 с тележками под метровую колею. Пятигорск - единственный город, в котором метровая колея сочетается с габаритами приближения сооружений на 1524 мм, поэтому там ходят полногабаритные вагоны с узкими тележками.

Re: Где еще они были в ходу "Готы"?
Сергей Федосов  09.03.2000 16:01

В Виннице. Самое удивительное, что в этом городе (очевидно во время послеперестроичного психоза) появился трамвай-такси, фотография которого прилагается.

Во Львове. Для любителей кино - в этих трамваях ехали "Старики-разбойники" с украденной из музея картиной.

В Одессе на рубеже 60-х - 70-х, это единственный известный мне случай эксплуатации этих вагонов на широкой колее.

В Симферополе (переданы в Евпаторию после закрытия трамвайного движения в городе).

По личным наблюдениям, в Таллине и Львове (возможно, в Виннице тоже) встречались также сочленённые вагоны Gotha. Во Львове я также видел сочленённый вагон с обычным двухосным прицепом.

К сожалению, о вагонах ИМХО ничего сообщить не могу......
Винницкое трамвайное такси (ну-ну!)

Наверное подобная гибридизация приводит к меньшей скорости движения.
abr  09.03.2000 16:06


Re: Где еще они были в ходу "Готы"?
Александр З.  09.03.2000 21:13

> В Виннице. Самое удивительное, что в этом городе (очевидно во время послеперестроичного психоза) появился трамвай-такси, фотография которого прилагается.
>
> Во Львове. Для любителей кино - в этих трамваях ехали "Старики-разбойники" с украденной из музея картиной.

Однако и Таллин, и Винница, и Львов имеют узкую колею, а в Ярославле она на моей памяти была и есть 1524 мм...

Re: Где еще они были в ходу "Готы"?

> > В Виннице. Самое удивительное, что в этом городе (очевидно во время послеперестроичного психоза) появился трамвай-такси, фотография которого прилагается.
> >
> > Во Львове. Для любителей кино - в этих трамваях ехали "Старики-разбойники" с украденной из музея картиной.
>
> Однако и Таллин, и Винница, и Львов имеют узкую колею, а в Ярославле она на моей памяти была и есть 1524 мм...

И в Ярославле действительно ходили Готы на широких тележках!

Re: Где еще они были в ходу "Готы"?
Александр З.  10.03.2000 03:39

> И в Ярославле действительно ходили Готы на широких тележках!

Ну и ну! Спасибо за информацию - я думал, что то у меня с памятью. Какие-то подробности? Почему такое необычное решение - ведь были же МТВ, КТМ и т.п.?

РВЗ в Риге
Павел А. Яблоков  10.03.2000 04:36

> > > Почему Рига быстро избавилась от трамваев собственного производства (!) и перешла на Татры?
> > Татры - прихоть больших городов, увы.
>
> Прибалтика-то как раз была "не совсем" Советским Союзом, и там местные власти проявляли больше "строптивости", и старались всеми силами избавляться от "оккупационной" продукции по типу "в гробу мы видали ваши уродливые ЗиУ!" :-) Рижский же вагонзавод, как мне кажется был искусственно насаженным "инородным телом" в городе, который характеризовался приборостроением, электроникой и легким машиностроением. Как мне кажется, они просто "не любили" и "стеснялись" своих трамваев. У чешских, все же, вид куда более "европейский"... Но это, повторяю,
> лишь мое допущение...

Насколько я слышал, широкие РВЗ просто-напросто с трудом разъезжались друг с другом на рижских линиях, где расстояние между встречными путями меньше, чем в
других городах

На одном из сайтов сообщается, что в Таллине в настоящий момент курсируют новые сочлененные Готы.
abr  10.03.2000 11:30


Re: РВЗ в Риге
Krolikov  10.03.2000 12:13

> Насколько я слышал, широкие РВЗ просто-напросто с трудом разъезжались друг с другом на рижских линиях, где расстояние между встречными путями меньше, чем в других городах

...А "с трудом" - это как? Слегка "царапали" друг друга? Сбивали левые зеркала? Срывали за углы задние бампера (или как там на техническом зыке называлась знаменитая трамвайная "колбаса")? Или им приходилось при разъезде принимать вправо? :-)) Невозможно быть "немножко беременной", трамваи - не автобусы, они или могут разъехаться, или нет. А МТВ-82А, все же, в Риге ходили достаточно долго, если судить по кинофильмам, не говоря уж об РВЗ-6, которые еще более узкие...

Re: Пояснение
Сергей Федосов  10.03.2000 16:35

"С трудом" - это значит, что на многих улицах в местах закруглений трамвай ждал, пока пройдёт встречный. Я это наблюдал много раз, в частности, возле Воздушного моста. А новые Татры ничуть не Уже РВЗ...

Re: РВЗ в Риге
Сергей Федосов  10.03.2000 16:41

Не забывайье, ребята, что автомобили "Руссо-Балт" производились в Риге. Это по поводу "лёгонькой промышленности" :-).

Белые ЗИУ-5 долгое время были единственным подвижным составом на 15-м маршруте, идущем от центра в Кенгарагс каждые 2-3 минуты. Кроме того, в Риге было больше чем достаточно львовских автобусов, по сравнению с которыми ЗиУ - образец дизайна.

Re: Где еще они были в ходу "Готы"?
Сергей Федосов  10.03.2000 16:52

Вы не прочитали до конца моё сообщение, потому и задали вопрос. В Одессе также колея 1524 мм и там тоже ходили Gotha, только не сочленённые. Между прочим, на их родине в бывшей ГДР далеко не везде колея метровая, обычно она пошире. Правда, я когда-то слышал молву, что эти вагоны неустойчивы, но правда это или нет, не знаю.

Далее. Только в Евпатории можно было встретить одиночки- Готы, во всех других городах они ходили непременно с прицепами. Сочленённые Готы были без прицепов, хотя однажды во Львове мне попался именно сочленённый с обычным двухосным прицепом.

О других "готовских" городах, в т.ч. Ярославле, я не знаю. Предполагаю, что на Украине их можно было увидеть также и в Житомире

Re: Где еще они были в ходу "Готы"?
Abcd  11.03.2000 05:23

> Вы не прочитали до конца моё сообщение, потому и задали вопрос. В Одессе также колея 1524 мм и там тоже ходили Gotha, только не сочленённые. Между прочим, на их родине в бывшей ГДР далеко не везде колея метровая, обычно она пошире. Правда, я когда-то слышал молву, что эти вагоны неустойчивы, но правда это или нет, не знаю.
>
> Далее. Только в Евпатории можно было встретить одиночки- Готы, во всех других городах они ходили непременно с прицепами. Сочленённые Готы были без прицепов, хотя однажды во Львове мне попался именно сочленённый с обычным двухосным прицепом.
>
> О других "готовских" городах, в т.ч. Ярославле, я не знаю. Предполагаю, что на Украине их можно было увидеть также и в Житомире
> Gotha hodili takzhe v Vyborge. Na odnoy finskoy stranitse o tramvayah ya prochel, chto Vyborg posle vtoroy mirovoy voyny poluchil kakie-to vagony (Gotha?)iz GDR.

Re: Где еще они были в ходу "Готы"?

> > В Виннице. Самое удивительное, что в этом городе (очевидно во время послеперестроичного психоза) появился трамвай-такси, фотография которого прилагается.
> >
> > Во Львове. Для любителей кино - в этих трамваях ехали "Старики-разбойники" с украденной из музея картиной.
>
> Однако и Таллин, и Винница, и Львов имеют узкую колею, а в Ярославле она на моей памяти была и есть 1524 мм...

Я думаю, что в этом году, возможно, мне удастся открыть ма-аленькую страничку по трамваю города Волжского (колея 1520 мм). Тогда-то и можно будет увидеть фотографию остатков ШИРОКОКОЛЕЙНОЙ Готы города Волжского (несколько вагонов в депо). Кстати, если найдутся средства, этот вагон можно было бы переправить из Волжского в Москву и отреставрировать - ведь состояние его еще вполне приличное. Почти уверен, что государство денег не даст...

Re: Как подбирается вагонный парк

> > Приходит новый начальник и говорит: вот, наши вагоны уже старые, нужны новые. Есть (допустим): РВЗ, КТМ, ЛМ и Татра. Мнея нравятся Татры. В городе появляются Татры. Елси город большой, то это не про весь подвижняк, а про часть, начальник этот не гордской, а депошный, но может в крайнем случае действовать соответственно вкусам более высоких начальников. Традиционно у нас больше любили Татры, но они были дороже, поэтому ходили в основном только в городах покрупнее. В маленьких действовал принцип "нам хоть бы какие", и покупали в основном дешёвые КТМ-5, которые, как по мне, "ни уму ни сердцу". Моё мнение по этому поводу такое.
>
> Вряд ли... Действие происходило в государстве, которое называлось "Советский Союз" с предельно централизованной экономикой. Все решалось в Министерстве коммунального хозяйства, и прихоть местных чиновников мало что значила. А здесь действовала куча факторов, и все их учесть трудно.
Например, после "Пражской весны" 1968-го года было закуплено (слово "закуплено" тоже, конечно, неточное, когда речь идет о странах СЭВ) огромное количество чешских трамваев, дабы поддержать социалистическую экономику Чехословакии и наглядно показать всему миру ее

> преимущества. Кто-нибудь видел "Татры" хоть в одном из городов Западной Европы, несмотря на их дешевизну?

В Германии же, кажется, ходят? В общем, есть они там, есть.

> > У нас традиционно больше любили троллейбусы, и считалось хорошим тоном поддерживать отечественного производителя. Покупка некоторыми (повторяю: некоторыми, это совершенно нерегионально) городами шкодовских троллей 9тр, а позже 14Тр и 15Тр (эти, по моему, только в Киеве), является скорее следствием того, что самые популярные ЗИУ кому-то просто не нравились формами, т.к. были угловатыми. А 9Тр формой очень напоминал Т-3. Тенденции универсализации известны хотя бы по примеру ЗИС-МТБ-МТВ. Но, повторяю, это было исключением, начальниковским
"бзыком"

>
> Я думаю, все было гораздо проще. В городах с холмистым или пересеченным рельефом (а тем паче, в Крыму между Ялтой и Симферополем) ЗиУ просто-напросто "не тянули"...

А Москва? Да у нас же одни холмы! И ведь даже политика такая была - переход на импортный подвижной состав. Ан нет же... В то же время "на югах", где бегали Шкоды, вовсе не везде такой уж крутой рельеф. НА иных маршрутах вообще сравним с Московским. Учтите также, что во многих хозяйствах (например, республик Кавказа) массовость Шкод не исключала наличия некоторого количества ЗИУ.

> > > Почему Рига быстро избавилась от трамваев собственного производства (!) и перешла на Татры?
> > Татры - прихоть больших городов, увы.
>
> Прибалтика-то как раз была "не совсем" Советским Союзом, и там местные власти проявляли больше "строптивости", и старались всеми силами избавляться от "оккупационной" продукции по типу "в гробу мы видали ваш
и уродливые ЗиУ!" :-) Рижский же вагонзавод, как мне кажется был искусственно насаженным "инородным телом" в городе, который характеризовался приборостроением, электроникой и легким машиностроением. Как мне кажется, они просто "не любили" и "стеснялись" своих трамваев. У чешских, все же, вид куда более "европейский"... Но это, повторяю,

> лишь мое допущение...

ЗИУ долго ходили в Риге и исчезли там (были переданы в Ташкент) только после выхода из Союза.

> > > Почему в Белоруссии никогда не было трамваев Татра?
> > Сколько в Белоруссии городов с трамваем? Сколько в каждм из них маршрутов? Как к трамваю там относятся? Явно, не как к Трамваю Большого Города. Хорошо, что в Минске хоть РВЗ закупали, а не КТМ-5.
>
> В Белоруссии долгое время трамвай был только в Минске и Витебске (в Новополоцке и Мозыре он появился сравнительно недавно). дело не в отношении городских властей к трамваю и предпочтение ему троллейбуса (в том
же Витебске троллейбус появился лишь в 1978 году). Я уже говорил, что судьба каждого вкопанного или выкопанного трамвайного столба решалась в Москве. Просто куда-то надо было девать выпускаемые РВЗ, (отнюдь не плохие, замечу, но, все же, не особо рентабельные)


Не забудьте, что Рига находится сравнительно недалеко от Белоруссии. Нельзя забывать также, что белорусы вообще никогда не были требовательными. В конце-концов, в Минске появились Татры Т6В5.

> > > Почему западная Украина и Киев предпочитали трамваи Татра, а восточная - КТМ (здесь, конечно, куча исключений, можно на них не ловить, но тенденция заметна)?
> > В восточной куча мелких городов трамваем (а мелкие, как я упомянул, больше любят более дешёвые и неприхотливые КТМ...
>
> Опять-таки, а была ли такая "тенденция" вообще? Речь идет, повторю, об экономическом пространстве, которое называлось "Советский Союз", а не "Украина". "Татровские" Одесса, Донецк, Мариуполь (тогда -
Жданов), Харьков - это не вовсе не Западная Украина. Казань или Минск, где ходили РВЗ - покрупнее, чем Ульяновск, Жданов или Ярославль с Т-3. В огромном Ташкенте бегает вообще, все, что угодно. В Питере, наиболее "трамвайном" городе мира, обходятся своими вагонами, но не особо их поставляли в другие города... Думаю, было все примерно так: сидит

> чиновник в Минкомхозе и подгоняет "отчетность": "Так, Поволжье... раскидаем, например, так: Волгоград и Куйбышев - Т-3, Казань - РВЗ, Саратов - КТМ, Астрахань - Т-3... стоп, тут сообщение из МПС, у них нет достаточного количества ж/д платформ для перевозки Татр до Астрахани.. а что у нас на Востоке... есть платформы? ОК, значит, Астрахань обойдется КТМ-ами, а Т-3 отправим в Ульяновск..." :-)))

Не вполне согласен. Определяли все не только министерские чиновники. Начать с того, что КТМы удобнее давать на восток, так как они просто географически к нему ближе. Потом, требования различных городов тоже учитывались. Кто-то "просил" Татры, а к
то-то "заслуживал" лишь КТМов. Скажем, в таком-то городе находится богатое передовое предприятие с влиятельным начальством. Они договариваются в том числе и о поставке хороших вагонов. Больше того - видимо, на всех уровнях играли роль т.н. "хорошие отношения". Киевское начальство, видимо, во-первых,
продвигало свой трамвай и ценило его, а во-вторых, требовало хороших вагонов "как столице". Минску же трамвай был безразличен, амбиций у начальства не хватало (непробивные) - вот и сидели на более простых РВЗ (на самом деле РВЗ - очень приличные вагоны, просто они были "менее импортными", нежели Татры). И так во всем.

Re: Как подбирается вагонный парк
Павел А. Яблоков  16.03.2000 02:50

> > > > Почему Рига быстро избавилась от трамваев собственного производства (!) и перешла на Татры?
> > > Татры - прихоть больших городов, увы.
> >
> > Прибалтика-то как раз была "не совсем" Советским Союзом, и там местные власти проявляли больше "строптивости", и старались всеми силами избавляться от "оккупационной" продукции по типу "в гробу мы видали ваши уродливые ЗиУ!" :-) Рижский же вагонзавод, как мне кажется был искусственно насаженным "инородным телом" в городе, который характеризовался приборостроением, электроникой и легким машиностроением. Как мне кажется, они просто "не любили" и "стеснялись" своих трамваев. У чешских, все же, вид куда более "европейский"... Но это, повторяю,
> > лишь мое допущение...
>
> ЗИУ долго ходили в Риге и исчезли там (были переданы в Ташкент) только после выхода из Союза.

На сай
те "Троллейбусное сообщение города Рига/Латвия" http://www.open.lv/home/vadims/rrus3.htm указана дата передачи ЗИУ в Ташкент в 1986 г., достаточно задолго до выхода из СССР.

Кстати в Питере один трамвайный парк укомплектован КТМами.
abr  16.03.2000 14:42

По крайней мере так было в начале 1990-х годов.

Re: Кстати в Питере один трамвайный парк укомплектован КТМами.
Александр З.  16.03.2000 02:53

> По крайней мере так было в начале 1990-х годов.
10-й парк (совмещенный троллейбусно-трамвайный) имеет пару сотен КТМ-5, как ни странно, ни одного КТМ-8. Это произошло, когда возможности питерского трамвайного завода были сочтены недостаточными для укомплектации полностью еще одного парка, и потребовались закупки трамваев извне. Наверное, это были первые в Питере серийные (две Татры-2 не в счет) закупки трамваев не местного производства после где-нибудь 30-х годов, как минимум.

Re: Татра в Пятигорске

> > >А насчет узкой колеи - в Пятигорске на 1000мм ходят и Татры-3, и КТМ-15 (КТМ-8м с метровой тележкой).
> >
> > Татра-3 с узкой колеёй называется Татра-4
>
> Да, но... В Пятигорске ходит именно полногабаритная Татра-3 с тележками под метровую колею. Пятигорск - единственный город, в котором метровая колея сочетается с габаритами приближения сооружений на 1524 мм, поэтому там ходят полногабаритные вагоны с узкими тележками.

Какое интеллигентное возражение... На такое уверенное послание! :-)

Правда твоя, Антон. Люди, помните: Т-3 и Т-4 имеют РАЗНЫЕ кузова!!! В Калининграде, Таллине и т.п. ходили Т-4, а в Пятигорске - именно Т-3. Но вот как они удерживались на этих малюсеньких тележках - это уже вопрос... :-)

Re: Кстати в Питере один трамвайный парк укомплектован КТМами.

> > По крайней мере так было в начале 1990-х годов.
> 10-й парк (совмещенный троллейбусно-трамвайный) имеет пару сотен КТМ-5, как ни странно, ни одного КТМ-8. Это произошло, когда возможности питерского трамвайного завода были сочтены недостаточными для укомплектации полностью еще одного парка, и потребовались закупки трамваев извне. Наверное, это были первые в Питере серийные (две Татры-2 не в счет) закупки трамваев не местного производства после где-нибудь 30-х годов, как минимум.

Да, все так. Все северные маршруты сидят на КТМах. А КТМ-8 нет из-за пресловутого антогонизма Питера и Москвы. В Москве не было КТМ-5 - поэтому Питер согласился их взять. НО восьмые - что Вы! :-) А закупок никаких не было с самых МС-ПС, самых старых Питерских вагонов, еще 20-х (если не раньше) годов.

В Питере были закупки "Х" и "М" в середине 30-х. Известны и парки , в которые они попали.
Сергей_Ф  24.03.2000 13:47


Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]