ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Кемниц (ГДР): недостроенный соцрай с остатками трамвая



Продолжаю выкладывать материалы по стопам подробной экспедиции по всем трамвайным городам бывш. ГДР от 08-09.2008.

Следующий на очереди - отчёт и данные по городу КЕМНИЦ.

Подробные галереи с фотографиями и комментариями к ним, а также карта города и травмайной сети в Google с прикреплёнными к ней фотографиями и комментариями - вывешены на моём сайте "Трамвайные и Троллейбусные Сети Мира", в качестве базы будущего подсайта по Кемницу.

Адрес сайта:
http://ymtram.mashke.org/

Адрес подсайта по Кемницу:
http://ymtram.mashke.org/germany/chemnitz/


***

Для географической ориентировки временно выложены чужие (пока) карты трамвайной сети Кемница (моя собственная подробная карта появится по мере завершения работы над полным сайтом):
1910
1964
2008
Официальная карта CVAG

***

Подробная неподъёмная (по объёму) хронология истории развития сети:
http://ymtram.mashke.org/germany/chemnitz/descr_en.html

***

Кемниц


Город с населением 246 110 чел. С 1953 по 1990 был известен как Карл-Маркс-Штадт. В русском языке ранее часто упоминался как Хемниц (на букву "Х"), но по мере детальных лингвистических изысканий следует заключить, что правильное русское название города – Кемниц (на букву "К").

На рубеже ХIХ-ХХ веков Кемниц был известен как ведущий индустриальный центр востока Германии. Население города в те времена составляло 320 000 - больше, чем сегодая. Город также являлся наиважнейшим индустраильным центром во времена ГДР. Тем неменее, на сегодяшний день Кемниц печально знаменит как город с самым низким уровнем рождаемости в МИРЕ.

Город был фактически полностью снесён с лица земли в военные годы. В лучших традициях ГДР, на месте старого города было начато строительство нового социалистического рая, составленного из стандартных многоэтажных коробок, как из конструктора. Данный проект так и не был закончен, в результате чего вплоть до сегодняшних дней прямо в центре города, промеж бетонных соцансамблей 70/80-х гг., местами зияют откровенные пустыри. За исключением нескольких зданий, в центре не осталось фактически ничего исторического. В общем и целом, с моей точки зрения, Кемниц являет собой самый удручающе-социалистический из всех виденных мною городов в бывш. ГДР. В последние несколько лет город предпринял безпрецедентную попытку изменения своего имиджа, настроив в самом центре целый комплекс ультра-современных авангардистских конструкций. Трамвайная остановка "Центральная", например, стала фокальной частью такого альтернативного архитектруного ансамбля, и теперь расположена под гигантским козырьком-крышей окружающих модерновых супер-зданий. В результате, современный Кемниц - это контрастный слоёный пирог с ингридиентами соцреализма и коммерческого модернизма, и лишь с отдельными сиротливыми вкраплениями истории. Как и во многих других городах бывшего ГДР, нетронутая войной городская среда сохранилась лишь в средней полосе города, за пределами исторического центра.

История эволюции некогда обширной сети кемницкого трамвая достаточно прискорбна. Участь будущего трамвая в какой-то степени была предрешена ещё в 1880 г., когда с отркрытием конки по городу были проложены рельсы с колеёй в 915 мм. Электрический трамвай пошёл в городе в 1893 г. Ещё в начале XX века встал вопрос о расширении колеи, но местного трамвайного оператора хватило только на поступательную перешивку колеи до 925 мм. по мере запланированных ремонтов существующего полотна.

Трамвайная сеть, как и весь город, претерпела радикальные преобразования в результате Второй Мировой Войны. Несмотря на то, что после войны довоенная сеть веток в центре города по началу сохранилась, сам город вокруг был полностью разрушен. По мере перепланировки центра города во времена ГДР и создания принципиально новой сетки улиц на основе социалистических супер-кварталов, трамвайные пути неоднократно переносились и перекраивались. Как результат, были утеряны многие ключевые линии и узлы, в частности крупнейшая трамвайная площадь Johannisplatz, и развязка на Theaterstrasse. Большинство трамвайных линий в центре современного Кемница представляют из себя широкие обособки, проложенные через обширные открытые пространства, оставшиеся на месте разрушенных во Вторую Мировую Войну кварталов старой застройки.

Во времена ГДР, в 1958 г., началась принципиальная кампания по разширению колеи до стандартых европейских 1435 мм. Изначально планировалось перешить все узкоколийные линии к 1965 г. В лучших традициях ГДР, проект полной перешивки сети так и небыл осуществлён до конца. Вместо этого, 60% сети была попросту закрыта, официальным объяснением чему стала экономическая нецелесообразность перешивки большинства линий, и непомерный объём требуемых работ. Изначально проект был достаточно амбициозный и подразумевал комплексную перестройку и обособление линий, перенос трамвая с городских улиц на параллельные внеуличные коридоры, и снесение целых кварталов зданий во имя прокладки нового трамвайного полотна. На деле работы были завершены только в 1988 г., и при этом были перестроены лишь 3,5 радиальные ветки. Три из них были перешиты полностью – это линия на Altchemnitz (перешита 1959-61), Bernsdorf (1968-73) и Gablenz (1976). Только самая первая перешитая ветка, на Altchemnitz, была перепроложена по ранее существовавшему коридору по центру улицы. Линия на Bernsdorf была отчасти вынесеная за пределы уличного пространства со снесеним домов по западной стороне Bernsdorfer Str. Линия на Gablenz была практически построена заново западнее Augustusburger Str., также со снесением части домов. Ещё одна линия, на Siegmar, была закрыта в 1980 г., а вместо неё в 1988 г. была открыта, опять же, практичеки новая линия на задворках к северу от изначальнойго коридора по Zwickauer Str. Новая линия при этом была построена только до Schonau (1/2 длины старой ветки), с сохранением незастроенного коридора под будущую линию до Siegmar (на данный момент планируется восстановление ветки полностью до Siegmar). Из некогда обширной сетки путей в центре были перешиты и уцелели только 2 отрезка - по Strasse der Nationen до вокзала (перешита в 1963-1967 г.), и по Bahnhofstrasse (перешита в 1988 г.). ВСЕ остальные 925 мм. линии в конце-концов решили не перестраивать, а целых 6 (!) радиальных трамвайных веток были просто закрыты – это линии на Furth (закрыта в 1972), Zeisigwaldstrasse (1972), Borna (1975), Ebersdorf (1975), Weststrasse (1983) и Rottluff вместе с последним узкоколейным кругом по центру города (1988). Примечательно, что старые узкоколийные линии восновном закрывались по мере отмерания старого 925 мм. подвижного состава, т.к. новые вагоны под 925 мм принципаильно не заказывались. Как результат, Карл-Маркс-Штадт был известен одним из самых архаичных парков трамвайных вагонов в Германии. Рядом с новой версией линии на Schonau, в бывш. депо Kappel, теперь открыт музей в т.ч. со статичной 925 мм. техникой, которой ездить больше просто негде.

B последние годы трамвайная сеть разширялась лишь за счёт продлений пучка уцелевших перешитых 1435 мм веток: Gablenz – Carl-von-Ossietzky-Str. (1977); Altchemnitz – Margenleite (1979); Margenleite – мкр. Hutholz (1982); более короткая связка Margenleite c центрoм ч/з Goetheplatz (открылacь в 3 этапа в 1998-2004); пригородная линия Altchemnitz – Stollberg длиной 16,3 км (2002).

На сегодняшний день трамвайная сеть Кемница как бы однобокая – трамвай покрывает только южную половину города, а северная часть теперь довольствуется автобусом. В результате, Кемниц является единственным трамвайным городом Восточной Германии, где более половины пассажиров перевозится автобусом.

Пригородный маршрут 522 Кемниц – Stollberg находится в ведении кемницокго транспортного подразделения City-Bahn, специализирующегося на стержневых пригородных железнодорожных и автобусных маршрутах вокруг города. Маршрут 522 следует от кемницкого вокзала по городской трамвайной сети до Altchemnitz, где ч/з ж.д. гейт попадает на пути Deutsche Bahn, и далее следует по ж.д. путям до городка Stollberg. Отрезок ж.д. линии Altchemnitz – Stollberg был специально электрофицирован для трамвая. Напряжение в рамках городской трамвайной сети – 600 в., а по ж.д. линии – 750 в. Вагоны серии 4хх, используемые на маршруте 522 - мульти-вольтные. В ведении City-Bahn также находятся железнодорожные маршруты 516 Вокзал - Hainichen; 525 Вокзал - Burgstadt и 523 Stollberg - Glauchau - Цвиккау; и автобусный маршрут-экспресс 526 Автовокзал - Вокзал - Limbach с остановками только в Кемнице и Limbach. Маршруты 516, 525 и 523 проложены по ж.д. линиям Deutsche Bahn, и на них эксплуатируются дизельные рельсовые автобусы. Маршрут 523 является логическим продолжением трамвайного маршрута 522 за Stollberg(oм), и расписания 522 и 523 скоординированы. Между Stollberg и Glauchau рельсовые автобусы 523 ходят раз в час, а четыре ездки в день, по 2 в утренний и вечерний часы пик - выполняются до Цвиккау. Маршрут проложен как бы в круговую, но зато от Glauchau до Цвиккау, около 40% длины маршрута - рельсовый автобус летит без остановок. Для всех транспортных путешественников, оказавшихся в данном углу бывшей ГДР, настоятельно рекомендую предвигаться между трамвайными городами Кемниц, Цвиккау и Плауэн по следующей цепочке вне домена Deutsche Bahn: пригордный трамвай 522 Кемниц – Stollberg, идущий из центра Кемницa по трамвайным путям; рельсовый автобус 523 Stollberg – Цвиккау (вокзал); рельсовый автобус маршрута VB2 Цвиккау – Плауэн (вокзал) частной компании Arriva, идущий из центра Цвиккау по трамвайным путям, и далее по путям Deutsche Bahn до Плауэна.

Длина городских трамвайных линий в Кемнице - 27,3 км. Все линии дву-путные. Более того, абсолютно все трамвайные пути в городе – обособленные, за исключением одного-единственного отрезка в 1 км. - по Bernsdorfer Str. от ж.д. станции Chemnitz-Sud до кольца Wartburgstrasse. Отрезки по Am Rathaus и Marktplatz в самом центре превращены в трамвайно-пешеходные зоны. Пути по Srrasse der Nacionen и у вокзала являются частью дорожного полотна, но выделены в обособку посредством дорожной разметки.

Основные трамво-фотогеничные достопримечательности Кемница связаны с видами на нагромождения соцреализма. Историко-архитектурные моменты можно выхватить в районе Theaterplatz, а модерново-архитектурные – на Am Rathaus, у остановки Центральная. Единственный отрезок с достойными классическими городскими пейзажами – это первая половина линии на Bernsdorf. Также некоторые ошмётки города наблюдаются по линии на Gablenz. Новый перешитый вариант ветки на Gablenz смотрится достаточно фотогеничной пригородной обособкой, несмотря на то, что проложен в черте города. Последняя перешитая / заново открытая линия на Schonau, несмотря на пригородность – уникально посная. Линия на Altchemnitz на всём своём протяжении проходит через полу-индустриальные кварталы по сравнительно посредственной обособке в середине Annaberger Str. Ветка на Margenleite напоминает современный окультуренный полу-СТ, а её продолжение, отрезок на мкр. Hutholz - является ГДР-овской микрорайонной классикой.

С марта 2008 г. Кемницкий трамвай официально именуется не иначе как "Stadtbahn" ("городские железные дороги"). В какой-то степени такое название становится обосновонным ввиду почти полной обособленности всех трамвайных линий города. Была проведена программа оптимизации движения трамвая, что восновном было сведено к унификации графика. При этом маршруты 1 и 2 были объеденены в маршрут 2 Schonau – Bernsdorf, а дополнительные пиковые маршруты 11 и 12 были отменены. Маршрут 2 теперь курсирует по центру города по дву-стороннему кругу, при этом двигаясь в каждом направлении трамваи проходят одну и ту же остановку Центральная дважды (останавливаясь у разных платформ). Городской маршрут 6 и пригородный маршрут 522 работают на совмещённом графике, в результате чего номинально 6-ка является укороченной версией 522-го в пределах города. Mаршрут 6 обслуживается городской компанией CVAG, а маршрут 522 – пригородной компанией City-Bahn.

Маршруты 2, 4 и 5 работают по одинаковому базовому графику:

Прибл. интервалы по будним:
4:30-6:00 – 20 мин.
6:00-18:00 – 10 мин. (школьные дни)
6:00-18:00 – 15 мин. (вне школьных дней)
18:00-21:30 – 20 мин.
21:30-23:00 – 30 мин.

Прибл. интервалы по субботам:
4:30-8:30 – 20 мин.
8:30-18:00 – 15 мин.
18:00-21:30 – 20 мин.
21:30-23:00 – 30 мин.

Прибл. интервалы по воскресеньям:
4:30-7:30 – 60 мин.
7:30-11:00 – 30 мин.
11:00-18:00 – 15 мин.
18:00-21:30 – 20 мин.
21:30-23:00 – 30 мин.

Одинаковые часы работы 4:30-23:00 и по будним, и по субботам, и по воскресеньям – явление для Германии весьма неординарное.

Маршрут 6:

Прибл. интервалы по будним:
4:30-20:00 – 30 мин.

Прибл. интервалы по субботам:
4:30-8:30 – 60 мин.
8:30–20:00 30 мин.

По воскресеньям маршрут 6 не работает.

Пригородный маршрут 522 (City-Bahn):

Прибл. интервалы по будним:
4:30-18:30 – 30 мин.
18:30-0:30 – 60 мин.

Прибл. интервалы по субботам:
4:30-8:30 – 60 мин.
8:30-18:30 – 30 мин.
18:30-1:30 – 60 мин.

Прибл. интервалы по воскресеньям:
5:30-21:30 – 60 мин.

Кемницкие водители относятся к графику движения как последние социалистические разгильдяи. Слово "последние" в т.ч. подразумевает, что в современной Восточной Германии подобных прецедентов осталось уже мало (ближайшие конкуренты: Бранденбург, Гера, Дессау). Трамваи, как правило, отправляются от к/ст по графику, а дальше по линии - едут как придётся. За один день визита, я несколько раз столкнулся как с опозданиями трамвая, так и с опережением графика на несколько минут. В одном случае интервал в конце 5-го маршрута был замечен вместо 10-10-10-10 мин., что-то около 14-4-16-6 мин. В другом случае, пригородный трамвай 522, следуя на Stollberg по однопутной линии с разъездами, опаздал на 20 мин., а спаренный с ним в графике рельсовый автобус маршрута 523 отправился из Stollberg дальше на Glauchau недождавшись встречи. При этом интервал движения на м-те 523 составлял всего 60 мин!

Кемницкая фирменная технология модернизации вагонов Татра, проведённая в 1992-1993 гг., является, пожалуй, самой радикальной, и визуально приметной формой капитально-восстановительного ремонта Татр в Восточной Германии. Как результат, вагоны были превращены в некие нестандартные оптекаемые коробки. Дизайн - дело вкуса, но от себя замечу: в жизни данные вагоны смотрятся очень даже эффектно. По состоянию на 08.2008 вагоны Татра работали в составе тройников мотор+мотор+прицеп на самых загруженных маршрутах 4 и 5, и в составе парников мотор+мотор на маршруте 2.

В 1993 году был поставлен первый вагон-прототип стандартной немецкой низкопольной модели Variobahn фирмы Bombardier. Последующие поставки низкопольников, как односторонних, так двусторонних, так и пригородных мульти-вольтных – были основаны на данной модели. Низкопольники работают на всех маршрутах. На маршрутах 2, 4 и 5 низкопольники и Татры чётко чередуются, с условием чтобы на линии как минимум каждая вторая ездка являлась низкопольной. Занимательно, что при условии использования на маршруте 2 парников Татра, а на маршрутах 4 и 5 тройников Татра с провозной способностью 260 чел., на всех этих маршрутах с одним и тем же интервалом ходят низкопольники одной стандартной длины в 31,3 м. с провозной способностью всего в 189-199 чел.

Подвижной состав трамвая:

Моторные вагоны:
CKD T3D-M (1988) - 28 штук (модернизированы 1992-1993), серия 5хх
Bombardier Variobahn 6NGT-LDE (1993) низкпольный, односторонний – 1 штукa, 6001 [прототип, в маршрутном обороте не используется]
Bombardier Variobahn 6NGT-LDE (1999,2000) низкпольный, односторонний – 13 штук, серия 6xxx
Bombardier Variobahn 6NGT-LDZ (1998,1999) низкпольный, двусторонний – 10 штук, сения 9хх
Bombardier Variobahn 6NGT-LDZ [600-750V](2001) низкпольный, двусторонний, мульти-вольтный – 6 штук, сения 4хх

Прицепные вагоны:
CKD B3D-M (1988) – 10 штук (модернизированы 1992-1993), серия 7хх

Кемниц оставил Татры только из партии, поставленной в 1988 г. За последние 3 года были списаны 8 моторных модернизированных T3D-M (1981, 1983), и 4 прицепных модернизированных B3D-M (1981,1988) – предположительно это были 4 тройника. При этом низкопольников в городе не прибавилось. Для полного обеспечения заданного графика на городских маршрутах 2,4,5,6 городу требуется 22 выхода (плюс 4 мульти-вольтных вагона для пригородного маршрута 522). При этом в городе уже имеются 23 низкопольника, пригодных для городских маршрутов (прототип 6001 в маршрутном обороте не используется). Т.о. Татры ходят в Кемнице на честном слове, номинально покрывая технические потребности (ремонты) низкопольников. В частности, в день моего визита на линиях было 7 составов Татра – 3 парника на м-те 2 (каждый второй поезд), и по 2 тройника на м-тах 4 и 5. Соответственно, в депо простаивало целых 8 низкопольников. Учитывая тенденцию в восточногерманских городах содержать минимальный резервный парк по мере перехода на низкопольники, и т.о. работать на грани фолта – любая новая партия вагонов, поступившая в Кемниц, будет означать конец Татрам. Желающие успеть на уникальные кемницкие Татры – торопитесь, внимательно следите за заказами города на новые вагоны, и планируйте свой визит только в будние дни.

Have fan / fun.

Re: Кемниц
Зигфрид  26.03.2009 18:41

Огромное спасибо за отчет!
Учитывая мой особый интерес к Восточной Европе и экс-ГДР в частности, очень в тему!
Возникли вопросы по старому подвижному составу: выходит, Гот на 925мм для города не закупали и Реко не было и до 1988 года ходили довоенные вагоны?! Какие они были?
Когда списали ширококолейные Готы? Какие они были? Ширококолейные линии совсем не закрывались и не переносились?
Еще раз спасибо!

Re: Кемниц

Согласно новой перепроверенной инфо, поступившей в ответ на мой изначальный пост, на конец 03.2009 в Кемнице на ходу осталось лишь 20 моторных вагонов Татра Т3D-M и 4 прицепных вагона Татра T3B-M.

Ответы для Зигфрида уточняются.

Have fan / fun.

Re: Кемниц
Alexejd  26.03.2009 22:08

Спасибо за подробный отчёт. Вот только название вводит в заблуждение. Солбо "остатки" может навести на мысль, что трамвай в городе умирает, а самом деле всё наоборот. С 1988 года, когда была закрыта последняя линия узкоколейного трамвая ничего больше не закрывалось, наоборот были построены две новых линии - 1 и 4, а также трамтрен. У системы много планов на будущее - ещё несколько маршрутов трамтрена и как минимум 2 новых радиуса в городе.



Редактировано 2 раз(а). Последний раз 26.03.09 22:15 пользователем Alexejd.

Re: Кемниц
Alexejd  26.03.2009 22:13

Зигфрид писал(а):
-------------------------------------------------------
> Огромное спасибо за отчет!
> Учитывая мой особый интерес к Восточной Европе и
> экс-ГДР в частности, очень в тему!
> Возникли вопросы по старому подвижному составу:
> выходит, Гот на 925мм для города не закупали и
> Реко не было и до 1988 года ходили довоенные
> вагоны?! Какие они были?

Посмотрите вот здесь:

http://www.strassenbahn-chemnitz.de/

> Когда списали ширококолейные Готы?


В 1988м году уже не было

Какие они были?

Посмотрите вот здесь:

http://www.strassenbahn-chemnitz.de/

> Ширококолейные линии совсем не закрывались и не
> переносились?

Нет.

> Еще раз спасибо!

Re: Кемниц
Зигфрид  26.03.2009 23:09

Alexejd писал(а):
-------------------------------------------------------
> http://www.strassenbahn-chemnitz.de/
То, что надо! Спасибо большое!
Правда, по ПС там очень слабенькие данные (хотя что-то нашел), но немного нашлось и на готаваген.де
Действительно, город со времен войны находился в весьма печальном состоянии - вагонов всегда было очень мало.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 26.03.09 23:16 пользователем Зигфрид.

Re: Кемниц

Зиг, подробнее по судьбе Гот в Кемнице...

Готы стали первым ПС, пошедшим по новым перешитым на стандартные 1435 мм веткам - начиная с 1960 г только моторные вагоны T57, а с 1961 г, когда первая перешитая ветка на Altchemnitz дотянулась до центра - моторные и прицепные вагоны Т57+В57+В57. Всего тогда пришло 16 вагонов Т57 и 26 вагонов В57. В 1966-1967 году все эти вагоны ушли в Дрезден (в целях унификации тамашнего парка), а вместо них в Крал-Маркс-Штадт попали 20 моторных Т2-62 и 39 прицепных В2-62. По мере поступления вгонов Татра, все Готы к 1973-1975 разошлись по другим городам ГДР - Потсдам, Росток, Бранденбург.

Но на этом история работы Гот в городе не закончилась. В 1984 г. из Галле поступил один 1000 мм прицеп В2-62 и 8 баз для прицепов В2-62, а из Лейпцига пришли 8 корпусов В2-62. Из всего этого насобирали 9 прицепов для работы на последней 925 мм узкоколийной линии. Прицепы Готы работали за довоенными моторными вагонами вплоть до закрытия данной линии в 1988 г.

Да, совершенно верно, довоенный 925 мм ПС работал в Карл-Маркс-Штадте до 1988 г. Эти вагоны можно посмотреть на многих снимках на моём сайте, в частности:
http://ymtram.mashke.org/germany/chemnitz/photos/chemnitz11391ost.jpg

Город также знаменит наиболее коротким периодом работы Гот в каком-либо из городов ГДР - в сумме всего 19 лет.

Have fan / fun.

Re: Кемниц
Зигфрид  29.03.2009 15:26

Юрий, спасибо большое!

Все-таки вызывают недоумение гигантские гроссцуги в 200+тысячном городе, курсирующие, условно, раз в 20 минут... В Германии такое недоразумение, как я понимаю, в порядке вещей, но в Каменце достигло предела.
В почти соседнем Дрездене для "слабеньких" маршрутов даже одиночки Т4 не гнушаются выпускать, а тут... Расписания на оснановках, кстати, электронные или просто доски?

Re: Кемниц

Оценивая Кемниц, всё же, не забывайте: город полу-мёртв - промышленность полу-мертва, в городе почти ничего не присходит. Я не просто так упомянул в начале отчёта, что Кемниц печально известен как город c самым низким уровнем рождаемости в МИРЕ.

Электронные таблы есть только на остановке "Центральная". Видно здесь:

http://ymtram.mashke.org/germany/chemnitz/photos/chemnitz11401.jpg
http://ymtram.mashke.org/germany/chemnitz/photos/chemnitz11380.jpg

Циферки на таблах так и скачут, пытаясь совладать с разгильдяйством местных водителей.

Have fan / fun.

Кемниц (ГДР): обновления на сайте

На сайте провешен целый ряд "новых" фотографий, иллюстрирующий историю развития сети. Полноразмерные фоты и текстовые комментарии - см. на сайте:

http://ymtram.mashke.org/germany/chemnitz/

Новое:





































Have fan / fun.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]