ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Пятигорск глазами краснодарца
Олег Бодня  05.07.2006 04:39



Пятигорск - это город, которому любой порядочный любитель транспорта посвятит 2 дня. Минимум один день нужно потратить на то, чтобы осмотреть достопримечательности города - Цветник, Провал, Эолову арфу, гору Машук (на которую, кстати, ведёт канатная дорога!), минеральные источники, лермонтовские места... - список можно продолжить. И около одного дня займёт экскурсия по всем трамвайным линиям города. Приезжать в Пятигорск нужно обязательно в безоблачный весенний или летний день, так как в противном случае теряется часть очарования города: нет возможности насладиться панорамой города с горы Машук, а также других возвышений, которых в Пятигорске предостаточно (это уже понятно по названию города). К сожалению, нам было неоткуда узнать эти простые истины, поэтому мы - я, Олег Куликов и Лёша Колин - прибыли в Пятигорск только на один день, который, увы, был довольно облачным. А утром ещё и холодным...

Тем не менее, город произвёл на нас очень хорошее впечатление. Увы, удалось осмотреть не все достопримечательности Пятигорска, попробовать не все нарзанные источники, сфотографировать не все трамвайные вагоны, но зато есть стимул ещё раз приехать на Кавказские минеральные воды, возможно и с посещением других городов курортного региона (а они того стоят, по уверениям знакомых).

Наиболее полные сведения о пятигорском трамвае можно найти на сайтах http://www.trampark.ru и http://pyatigorsk-tram.msk.ru, поэтому я не буду подробно останавливаться на описании машрутов и подвижного состава. Просто вкратце расскажу о своих впечатлениях, связанных с пятигорским трамваем.

1. Для начала всё же немного о подвижном составе. Основной ПС, трамваи Tatra KT4 и КТМ-15, выкрашен в оригинальную многоцветную местную окраску (исключение составляли лишь рекламные вагоны и полностью синий КТМ-15 №206). Практически все Tatra T4D и рабочие Т3 в свою очередь носят рекламу (кроме сине-белой T4D №16 с полупантографом). Помимо них на маршрутах замечены 4 новых красно-белых KT4D из Коттбуса под номерами 1-4. Старые номера - ??, 63, 59, 62. Следы старых наклеек проглядывали сзади на трамваях №№2-4, с единичкой данный фокус не прошёл. В трамвайном депо на конечной 2 и 5 маршрутов стояла куча дохлых Т3. Состояние вагонов и пассажирских салонов - от хорошего до идеального (за исключением, конечно, отставленных от эксплуатации Т3). Впрочем, в живых Т3 нам поездить не удалось, поэтому за все вагоны ручаться не буду.

2. Конечно, поражает размерами узкая колея, особенно местами в сочетании с длинными шпалами. Состояние пути в среднем по Пятигорску хорошее, однако есть некоторые участки, по которым становится понятно, почему 75 лет назад началась перешивка трамвайных линий на 1524 мм. Ибо даже на небольших скоростях при наличии смещения пути в вертикальной или горизонтальной плоскости вагоны начинает сильно качать. Когда мы возвращались с к/ст "Мясокомбинат" на T4D №104, водитель прибавила скорости и вагон закачало так, что возникло ощущение, что сейчас-то мы уж точно перевернёмся. Обошлось :-) Так что от пятигорских трамваев стоит ожидать не больших скоростей, а острых ощущений :-)

3. Интересная деталь: на чешских вагонах работает дверная сигнализация. Перед закрытием дверей звучит звонок, зажигаются жёлтые лампочки над дверьми, затем створки закрываются. Сигнализация работает на новых KT4D (звонок звенит 2 раза), T4D и KT4 (тут звонок тихий, а лампочки вообще не загораются), про Т3 ничего сказать не могу. Почему-то в других городах на T3 и T6 я её ни разу не слышал (а есть ли она на T3SU/T6SU?), на днепропетровских T4D она работает. Очень жаль, что даже на новых российских вагонах не введена эта полезная разработка.

4. Однопутная линия на к/ст "Мясокомбинат", упомянутая выше - место обязательного паломничества :-) трамвофанатов. Петляющая среди холмов и одноэтажной постройки, с покосившимися столбами и неровными рельсами, эта линия весьма экзотично смотрится вкупе с окружающим ландшафтом. В общем, очень красивая линия. Кстати, что интересно, съезд на эту линию находится перед ответвлением к к/ст "Улица Георгиевская". Поэтому примерно 5-10 метров трамваи 1-го маршрута идут "в лоб" своим коллегам 3-5 и 8 маршрутов, а за их манёврами и переключением стрелок следит специальная тётя с будкой. Интервал движения на линии 1-го маршрута - 36 минут, разъезд не работает.

Фотографии, сделанные мной в Пятигорске, как обычно доступны на сайте "Общественный транспорт Кубани и Адыгеи" в разделе "Отдел кадров". Как уже упоминалось выше, день был облачным, поэтому снимки "не фонтан", но есть и весьма недурные, ИМХО.

Сообщение изменено (05-07-06 04:41)

Re: Поправка
Владимир (гость)  05.07.2006 22:45

Олег Бодня писал(а):

> на днепропетровских T4D она работает. Очень жаль, что даже на
> новых российских вагонах не введена эта полезная разработка.

В Днепре нет вагонов Т-4Д, есть Т-3Д, сигнализация работает не на всех сцепках. Полностью она работает только на Т6В5.

Кстати, о птичках, а когда вы были в Днепре?

Сообщение изменено (05-07-06 22:46)

Дверная сигнализация работает ещё и в Ростове на вагонах 800, 812, 822, 825, 828. На остальных не сохранилась. (-)

0

Дверная сигнализация
Pro-man  06.07.2006 01:45

Олег Бодня писал(а):

> Т3 ничего сказать не могу. Почему-то в других городах на T3 и
> T6 я её ни разу не слышал (а есть ли она на T3SU/T6SU?), на

Есть. В Самаре не на всех, но на некоторых Т6В5 дверная сигнализация есть. И зуммер пищит, и лампочки зажигаются. Вероятно изначально она была на всех вагонах, т.к. под кожухами дверных механизмов у всех вагонов есть места крепления лампочек. Вроде тоже самое есть и на самарских T3RF.

Дверная сигнализация!
Денис Денисов  09.07.2006 19:37

Дверная сигнализация предусмотрена на всех вагонах Т-6В5SU, только ее почти везде "разбомбили". В Туле только осталась на самых новых вагонах 48-47 1997 г.в., ито за 47 не ручаюсь. Насчет Орла не помню, в Т-6 не ездил, хотя заходил в депо в салон, по моему была цела, но не уверен. Насчет Курска кажется все-таки она и если и была, то явно не на всех вагонах.

Re: Дверная сигнализация!
Ant_LV  09.07.2006 19:56

Денис Денисов писал:
> Дверная сигнализация предусмотрена на всех вагонах Т-6В5SU,
> только ее почти везде "разбомбили".
Под дверной сигнализацией Вы имеете ввиду и визуальную, и аудиальную сигнализацию?

> В Туле только осталась на
> самых новых вагонах 48-47 1997 г.в., ито за 47 не ручаюсь.
> Насчет Орла не помню, в Т-6 не ездил, хотя заходил в депо в
> салон, по моему была цела, но не уверен. Насчет Курска кажется
> все-таки она и если и была, то явно не на всех вагонах.
В Риге все Т6Б5 (и немодернизированные, и модернизированные) имеют только визуальную.

Re: Дверная сигнализация

На Т-3Мах (Т6B5) в Екатеринбурге лампочки уже не горят. В основном они демонтированы. А зуммер пищит, если водитель не ленится.
Кстати, на Т-3 зуммер вроде бы тоже предусмотрен.

Дополнение. На "Спектрах" зуммер тоже есть. (-)

0

Пятигорск глазами одессита
Юрий Анисимов  06.02.2009 02:07

Два года спустя и я посетил этот милый и уютный городок. Побывал я здесь 5-6 октября 2008 г.

Да, на этот город нужно потратить 2 дня, в чём я лично убедился. И арфа, и источники нарзана, и горячие ванны, и конечно же знаменитый пляж "Провал" с пещерным и кристально чистым голубым озером. Я этому городу уделил 1,5 дня, объехал все линии трамвая, сфоткал конечно же не все вагоны; достопримечательности посетил увы не все, но на гору Машук забрался (пешком, ибо канатка не работала) и созерцал оттуда виды городка и окружающих его 4 гор (на 5-й находился я сам, как вы понимаете :)). Солиднее всех выглядит красавица Бештау высотой ок. 1400 м; её также видно и с мр-на "Бештау", куда можно добраться трамваями №№7,8. Любителям поэзии и литературы советую посетить место дуэли Лермонтова, куда можно доехать трамваями №№2,4 до конечной и пройтись пешком по ул. 295 Стрелковой дивизии.
Действительно, весь курорт Кавказских минеральных вод достоин осмотра. Я хоть нигде в окрестностях Пятигорска не был, но мне рассказывали. Особенно стоит посетить Кисловодск и Железноводск.

Теперь о трамвае. Уникальная узкококолейная система насчитывает 8 маршрутов, от 1 до 8.

Маршрут №1
Как уже ранее заметил Олег, это самый стоящий для "паломничества" маршрут. Пролегая по узкой полоске подножия горы Машук, он проходит по живописным местам с многочисленными поворотами, где его кстати тяжело ловить, т.к. почти нет места, где можно притаиться с фотоаппаратом. Работает 2 вагона, причём обычно одиночки Т4. Гармошек КТ4 я там не видал. Путь следования:
Колхозная пл. - ул. Февральская - просп. Кирова - ул. Соборная - ул. Теплосерная - Мясокомбинат.
Что любопытно, повороты на этой одноколейной линии выполнены в виде ломаной линии, т.е. путём стыковки небольших отрезков прямых рельс друг к другу:

Такое же инженерное новшество я видел и на других линиях. Наверное, не от хорошей жизни так. Ну если уж совсем резкие повороты (под прямым углом или разворотные кольца), то выполнено на совесть, как положено. Как выше было сказано, трамваи очень качаются на этих линиях, но это не только из-за узкой колеи, но и из-за ломаных поворотов.
Ещё одну техническую изюминку я заметил, увидев двухперьевые стрелки:

В других городах я такого не замечал.
Маршрут №2.
Белая Ромашка - ул. Орджоникидзе - просп. 40 лет Октября - просп. Кирова - ул. Февральская - ул. С. Михалкова - ул. Пальмиро Тольятти - ул. Ипподромная - ул. Ермолова - 5-й переулок.
Маршрут №3. Более 1 вагона на нём я не замечал, может он ходит хорошо в часы "пик", а может нет; но всё равно он дублируется множеством других маршрутов.
Скачки - ул. Февральская - просп. Кирова - ул. Соборная - ул. Теплосерная - просп. Сов. Армии - ул. Лысогорская - Георгиевская.
Маршрут №4.
Белая Ромашка - (как 2) - просп. Кирова - (как 3) - Георгиевская.
Маршрут №5.
Георгиевская - (как 4) - (как 2) - 5-й переулок.
Маршрут №6 (укороченный вариант 5-го).
Георгиевская - (как 5) - пл. Колхозная.
Маршрут №7.
Микрорайон "Бештау" - ул. Ессентукская - ул. Р. Люксембург - ул. Восстания - ул. Бульварная - просп. 40 лет Октября (как 2) - ж/д вокзал.
Маршрут №8.
Микрорайон "Бештау" - (как 7) - (как 6) - Георгиевская.

В районе ж/д вокзала есть одна трамвайная диковинка - узкоколейное сплетение на узком мостике через какую-то речку-вонючку:


Подвижной состав - Т4, Т4Д, КТ4, КТ4Д, КТМ-15. А вот Т3 я не видал, и разве бывают они на узкой колее?
Раскраска вагонов действительно уникальна и специфична; в основном это зелёная юбка снизу, посередине узкая зелёная и широкая жёлтая полоса на белом фоне, а крыша голубовато-зелёного цвета.
Бывших немецких КТ4Д 8 штук, и нумеруются они с 01 по 08.
Ежедневный выпуск на линии составляет 44 вагона.

Другие фотки
Юрий Анисимов  06.02.2009 02:49

1.
Т4Д 15 на 1 м-те на конечной "Мясокомбинат".
2.
Т4Д 20 у подножия г. Машук.
3.
Он же, уже возвращается.
4.
КТМ-15 211 на Колхозной пл.
5.
Т4Д 16 на 2 м-те на Колхозной пл. Обратите внимание на форму стёкол в створках дверей.
6.
КТ4Д 02 7 м-та на Колхозной пл.
7.
Т4 116 5 м-та на ул. Ипподромной.
8.
КТ4 121 2 м-та на конечной "5-й переулок".
9.
КТ4 138 7 м-та проезжает мостик со сплетением.
10.
Т4Д 23 7 м-та подъезжает к сплетению. У него тоже аномально вытянутые стёкла в створках дверей.
11.
КТ4 128 8 м-та на ул. Ессентукской в мр-не "Бештау".
12.
КТМ-15 7 м-та поворачивает с ул. Восстания на ул. Р. Люксембург.
13.
КТ4 127 2 м-та на конечной "Белая Ромашка".
14.
КТМ-15 205 8 м-та на пр. Кирова (ул. Крайнего).
15.
КТ4 151 3 м-та на том самом разъезде, откуда начинается живописная линия на Мясокомбинат.
16.
КТ4Д 08 4 м-та там же.
17.
Т4Д 15 1 м-та выворачивает с ул. Соборной на просп. Кирова.
18.
КТ4Д 07 и КТ4 127, оба 2 м-та, встретились на ост. "Колхозная пл."
19.
КТ4Д 03 2 м-та отдыхает на Колхозной пл.

Re: Поправка
Олег Бодня  06.02.2009 10:36

Ух, какую старую тему подняли...
Тем не менее, немного не по теме :-)

Владимир (гость) писал(а):
-------------------------------------------------------
> Кстати, о птичках, а когда вы были в Днепре?

13 июня 2006 года, во время поездки любителей ОТ по городам Украины (в основном, Донбасса).

Re: Пятигорск глазами одессита
Олег Бодня  06.02.2009 10:37

Юрий Анисимов писал(а):
-------------------------------------------------------
> А вот Т3 я не видал, и разве бывают они на узкой колее?

Конечно. Габарит у "троек" широкий, а вот тележки бывают разные.
В Пятигорске почти все Т3 уже списаны, осталось всего несколько вагонов - см. http://stts.mosfont.ru/list.php?t=0&cid=20

Re: Пятигорск глазами одессита
Anton Hagen  06.02.2009 11:51

Юрий Анисимов писал(а):
-------------------------------------------------------
> А вот Т3 я не видал, и разве бывают они
> на узкой колее?

Видели, видели :) И даже фотографировали :) 116 - самый настоящий Т3 :)
http://radikal.ru/F/s53.radikal.ru/i140/0902/43/8943727aaaa2.jpg.html

Re: Пятигорск глазами краснодарца
Дмитрий Ковалев  06.02.2009 20:27

Был в Пятигорске в 2006 и 2008 годах, замечательный город! Замечательная трамсистема! Мои и не только мои фотки пятигорских трамваев:
http://transport.novocherkassk.net/Gallery/photoalbum_pyatigorsk_tram.php

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]