ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Курск трамвайный и троллейбусный весной 2004 года или наступление перелома (+)

Как и обещал. 30.04-02.05 с.г. посетил свой родной город Курск вместе с Вадимом Розалиевым. Фотки появятся позже, так как не знаю как их сюда вставлять.
Перед прочтением моего отчёта, во избежании недоразумений советую ещё раз прочесть отчёт Юрия Маллера по адресу:
http://tr.ru/forum/read.php?f=1&i=105365&t=105365#reply_105365
Поскольку отчёт Юры достаточно подробен, опишу только те моменты, которые не были описаны Юрием либо по причине нехватки времени, либо потому, что они появились только после его посещения Курска. Город с населением официально около 450 000 жителей, а фактически – не менее 502 000 жителей, размещается на площади 120 000 кв км ещё в 1996 году имел развитую маршрутную сеть, состоявшую из 8 трамвайных, 8 троллейбусных и 32 автобусных маршрутов. Потом, автобус сошёл на нет и его место заняли труповозки, не пользующиеся большой популярностью у народа.
По состоянию на начало мая сего года трамвай является основным видом городского транспорта, пути которого проложены по всему городу. Трамваи даже по совмещёнке ходят со средней скоростью около 40 км/ч и только на пр.Энгельса у Соловьиной рощи она падает в 2 раза ввиду плохого состояния трамвайных путей.
Троллейбус обслуживает только несколько районов города – в основном район Авиацентра, верхний центр и район сельскохозяйственной академии и триумфальной арки на проспекте Карла Маркса, которую куряне прозвали в честь своего бывшего губернатора А.Руцкого «Сашкиной калиткой».
В городе одно троллейбусное (в конце улицы Кавказской введено в эксплуатацию в 1972 году) и 2 трамвайных эксплуатационных депо (Восточное и Южное). Всего же в городе существовало 4 трамвайных депо, одно из которых (построенное в 1898 году) располагалось на месте магазина «Колос» (на углу улиц Большевиков и 50 лет Октября), а второе – Северное (с 1929 года) уже почти 20 лет не используется в качестве эксплуатационного, но является базой МУП «Курскэлектротранс»и местом нахождения единственного в Курске музейного трамвайного вагона.
Маршруты с осени 2003 года остались прежними.
Однако всё вскоре может измениться в том отношении, что троллейбус возьмёт на себя основной поток не только верхнего, но и нижнего центра. Дело в том, что у городских властей возникла идея снять трамвай на всём протяжении улицы Дзержинского – от площади Дзержинского до Центрального рынка по банальной причине – трамвай мешает автомобильному движению. Взамен этого участка предполагается сооружение параллельно автомобильному съезда с путепровода на пересечении улиц Энгельса и Сумской, поскольку в противном случае пришлось бы грохнуть, ввиду отсутствия отдельного депо, всю западную сеть Курска от Автовокзала до посёлка Волокно. Определённая угроза имеется и линии на КЗТЗ, поскольку ГИБДД требовало от властей Курска также снятия линии по ул.Сумской и пуска вместо трамваев дополнительного количества автобусов на практически «сдохшие» маршруты №8 (ул.Комарова-СХА) и №19 (ул.Комарова-ж/д вокзал). Пока данный вопрос во власти даже не обсуждается, однако учитывая мягко говоря не совсем позитивную позицию нынешних городских властей по отношению к курскому трамваю, ждать можно самого худшего.
Чтобы не потерять ни один трамвайный маршрут, МУП «Курскэлектротранс» разрабатывается также возможность организации трамвайного сообщения по параллельной улице Суворовской. Однако в этом случае рвётся прямая трамвайная Северо-Западного микрорайона с Центральным рынком (маршрут№2) при сохранении связи с ним посёлка Волокно (в случае, если маршрут №5 будет перенаправлен на пл.Добролюбова). Впрочем, прямое электротранспортное сообщение между рынком и Северо-Западным районом не должно быть потеряно, учитывая запланированное строительство троллейбусной линии по пр. 50 лет Октября в Северо-Западный район – при этом троллейбусное кольцо предполагается организовать в конце проспекта Дружбы не доезжая автовокзала.
В апреле сего года на 3-ке не замечено ни одной сцепки. Зато опять появились сцепки из Т-6 (на 1-це и 4-ке) и сцепки из Т-3 (на 1-це,2-ке,4-ке и 5-ке). На первом маршруте в среднем работает 4 системы, на остальных из названных - по две на каждом; Восточное депо выпускает восемь сцепок на маршруты и Южное - две. Из-за нехватки водительских кадров в Южном депо, 6-ка работает только в часы пик по рабочим дням, а по выходным – в «базарное время» (с 10 до 14 часов). 7-ка, по заявлению работников Южного депо вообще не функционирует как самостоятельный маршрут, однако 1 мая (в субботу) нам удалось заметить две «семёрки» (с соответствующими трафаретами). То есть, можно сказать, что данный маршрут делает всего 8 рейсов в сутки по рабочим дням и 4 рейса по выходным как укороченные рейсы 3-ки. По той же причине часть рейсов 3-ки и 5-ки выполняется вагонами Восточного депо (в субботу видели на линии по Энгельса Т-6 на 5-ке), однако, по словам работников Восточного депо, это продлится только до лета. 8-ка работает только с 8 до 20 часов и обслуживается исключительно вагонами Т-6 – 015 и 042.
Ещё одна особенность Курска – трамвайщики думают не только о себе, но и о пассажирах. Так вагоны 2-го и 4-го маршрута, выезжая из депо, делают заезд на вокзал, и, проходя в депо, также делают заезд на Вокзал. Аналогично получается с вагонами маршрутов Южного депо, которые делают по улице Дейнеки (художник такой был, который расписал «Маяковскую» в Москве) заезд на конечную «Ул. Малышева».
И наконец в связи с тем. что в город в 1987-1995 годах поступали Т6, там не осталось ни одного нормального узла – все кривые были заменены прямыми рельсами, в результате чего у центрального рынка и железнодорожной больницы получились геометрические треугольники в прямом смысле этого слова. В частности, трамваи 2-го и 5-го маршрутов делают заезд на улицу Дзержинского по диагонали вместо того, что поворачивать туда на обычных кривых рельсах.
Теперь даю описание трассы 1-го маршрута трамвая от пересечения ул.Маяковского до АПЗ-20. Линия длиной в 10 километров, целиком выделенка, начинается от пересечения указанной улицы с Октябрьской идя по её левому краю вдоль домов деревенского типа. Затем линия поворачивает на улицу Фрунзе и пройдя метров 300 выходит на путепровод. Он не является чисто трамвайным и несмотря на наличие выделенной трассы для него, по путепроводу осуществляется вялотекущее движение автомобилей (автобусы идут под ж/д мостами). Сразу же за мостом располагается подстанция –самая новая из тех, что построены в городе для трамвая. Пройдя около 800 метров от неё через дома деревенской застройки. Выйдя на улицу 8-го марта, линия продолжает идти по так сказать относительной выделенке (для трамвая, но не для пассажиров, вынужденных толпиться на при их ожидании прямо на проезжей части дороги), которая окружена парой десятков трёхэтажных домов – сталинок послевоенной застройки. Дома построены по типовому проекту и имеют некоторое сходство с аналогичными домами в западной части Курска (на улице Сумской) и в Удельной и Сосновой Поляне в Питере с тем лишь отличием, что они более ярко покрашены. Затем, трамвай, завернув на безымянный проезд выходит к Курскому заводу передвижных агрегатов, вслед за которым расположено Восточное депо. После этого линия идёт прямо вдоль промзоны, после чего опять идёт вдоль традиционного курского пейзажа – деревенских домов с садами, огородами и хлевами (предпоследние остановки так и называются – «Сады» и «Коллективная»). Конечная трамвайного маршрута «АПЗ-20» (а не «ГПЗ-20», как пишут некоторые трамваелюбы) расшифровывается как «Автоподшипниковый завод №20» и расположена в промышленном районе, представляет из себя банальный, ничем не примечательный круг, располагаясь у одноимённого завода. Участок от ул.Маяковского до КЗПА построен и введён в эксплуатацию в декабре 1985 года, а участок от КЗПА до АПЗ-20 – в мае 1988 года. По нему вплоть до настоящего времени ходит маршрут №1, хотя на некоторых картах указан ещё трамвайный маршрут №9 «ж/д Вокзал – АПЗ-20» по которому ни в 1996, ни в 2004 году движения зафиксировать не удалось.
К описанию Восточного депо следует подойти достаточно подробно, так как оно ещё не было описано исследователями. Оно занимает территорию в 8 гектаров и представляет из себя одно из новейших трамвайных предприятий России и самое новое трамвайное предприятие Курска, введено в эксплуатацию 24 января 1987 года. Первоначально там использовались старые вагоны Северного трамвайного депо (где в настоящее время располагается цех ремонта и покраски), однако они потихоньку списываются и к настоящему времени в депо осталось не более 20 вагонов модели Т-3 старого Северного депо (14 с номерами 101-140 с пробелами и 6 с номерами 300-313 также с пробелами). Остальные 77 вагонов (009-086 без 036, с которым непонятно что произошло) Восточного депо – вагоны модели Т-6, 40 из которых поступили в мае 1988 года, а 3 – осенью 1995 года. Северо-западную часть депо занимает площадка для отстоя вагонов на 100 вагономест, Восточнную – моечный цех, а южную – здание, где располагаются ремонтные цеха, администрация и музей.Депо выглядит уютным и чистеньким, на его территории обнаружено всего лишь 2 трупа (106 и 111), все три «мёртвые» (с 2000 года) Т-6 будут восстанавливать в ближайшее время. Постройка Восточного депо объяснялась двумя причинами – огромным количеством промышленных предприятий в завокзальной части города и быстрорастущими возле них жилыми микрорайонами при полном отсутствии троллейбусов и почти полном - автобусов.
Надо сказать, что в Курске наличествует только 3 «спальных» микрорайона в том понимании, что применимо к Москве и Питеру – КЗТЗ, Рышково и Северо-Западный. Во всём остальном дома многоэтажной застройки по большей части сочетаются с одно- и двухэтажными домами частного сектора (большинство которых обладают всеми удобствами). Промышленные предприятия начинают возрождаться только сейчас и поэтому все куряне держат приусадебные участки, а половина – ещё и домашний скот. Свидетельством тому были не только традиционные куры и гуси во всех районах города, но также козы в Северо-западном микрорайоне и коровы на Литовской улице, две из которых паслись на трамвайных путях, а одна - как ни в чём не бывало разлеглась там в целях послеобеденного отдыха вызывая кратковременные задержки в движении трамваев.
Вот список всех 172 трамвайных вагонов г.Курска по состоянию на 1 мая 2004 года.
Восточное депо: Т- 6: 009-086 (кроме 036), Т-3: 302,303,308,309,312,313.
Южное депо: Т-3: 200-220;270-299;400-432.
Ходят непроверенные слухи о том, что рассматривается вопрос о покупке 5 ЛМ-99 для использования на «легкопрофильном» маршруте №6. Последние часы нашей экскурсии были посвящены северной части города, где располагается мемориального комплекс в честь 55-летия Курской битвы, важнейшее положение в котором занимает триумфальная арка. Надо сказать, место для мемориального комплекса было выбрано неудачно, так как на фоне традиционного пригородной пейзажа с коттеджами для «новых русских» и хибарами для малоимущих (поэтому это место куряне прозвали «долиной нищих») он смотрится достаточно забавно. Также посетили и аллею славы у Никитского кладбища у Северной автостанции (от которой сейчас практически ничего не осталось - на её месте строится элитный жилой дом).
И напоследок сообщу, что с 1 июня 2004 года была введена новая транспортная схема, в соответствие с которой были официально закрыты трамвайные маршруты №№7 и 8.
Покинули мы Курск в 19.40 2 мая, уехав Новороссийским поездом на час десять позже намеченного, ввиду его простоя на границе с дружественной Украиной из-за таможенного досмотра.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]