ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Леонид Ф  25.11.2010 17:35

Мой отец как-то рассказывал, что в годы его детства и юности (до- и сразу послевоенные годы) номера трамвайных маршрутов можно было определить издалека по цветам фонариков, установленных на его крыше. То есть красный цвет вроде бы соответствовал цифре 1, синий – 2, зеленый – 3 и т.д. Едет трамвай с двумя разноцветными огнями на крыше – и издалека уже виден номер его маршрута.
Больше я ни от кого про такое не слышал, а отца уже много лет не увы не спросишь…
Это и вправду было ? Или отец чего-то спутал (или я его неправильно понял и что-то позабыл, разговор тот очень давно был).

Re: Город?
Ant_LV  25.11.2010 17:57

Цитата (Леонид Ф)
Мой отец как-то рассказывал, что в годы его детства и юности (до- и сразу послевоенные годы) номера трамвайных маршрутов можно было определить издалека по цветам фонариков, установленных на его крыше. То есть красный цвет вроде бы соответствовал цифре 1, синий – 2, зеленый – 3 и т.д. Едет трамвай с двумя разноцветными огнями на крыше – и издалека уже виден номер его маршрута.
Больше я ни от кого про такое не слышал, а отца уже много лет не увы не спросишь…
Это и вправду было ? Или отец чего-то спутал (или я его неправильно понял и что-то позабыл, разговор тот очень давно был).

А город-то какой предлагается к обсуждению? ;-] А то город, в котором я живу, под описание не шибко подходит.

Re: Город?
Леонид Ф  25.11.2010 18:03

Москва.
Извините, что не написал сразу.

Re: Город?
Искандер  25.11.2010 18:11

Судя по кошерным зелёно-красным трафаретам на 32-м, было дело...

Re: Город?
Александр В. Р-в  25.11.2010 22:29

На 32м как в Питере решили приукрасить...цветным по краям и с номером посередине.

Re: Город?

В Москве и Ленинграде-Петербурге в основу системы цветных огней были положены абсолютно разные принципы. Московская система включала в себя десять цветов, по одному на цифру (ноль обозначался белым цветом). Помня, какой из цветов какую цифру обозначает, можно было без труда "прочесть" комбинацию издалека.

Питерская же система была основана (да и сейчас тоже) только на пяти цветах. Она представляла и представляет из себя как бы систему иероглифов, где надо точно запоминать, какая комбинация к какому маршруту относится. Нетрудно догадаться, что встречались и повторы. Маршруты, имевшие одинаковые комбинации, назначались в разных концах города и не пересекались, точнее, одинаковые цветовые комбинации назначались для маршрутов в разных частях города. Я говорю об этой системе в настоящем времени, поскольку неоднократно замечал, что на новых вагонах ПТМЗ под лобовым стеклом располагаются цветные огни.

В Краснодаре во второй половине 50-х годов действовала московская система. Правда, тогда маршрутов было сначала восемь, потом семь, потом шесть, так что ближе к тротуару всегда горел белый фонарь. Жаль, что этой системы сейчас нет.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 25.11.10 22:42 пользователем Владислав Мартианов.

Маршрутнае огни — Москва
Заец  25.11.2010 23:36

У меня смутные воспоминания, что в начале 70-х в Москве система ещё местами действовала, но очень смутные, могу ошибаться.

Re: Маршрутнае огни — Москва

Вполне может быть. Цветовое дублирование маршрутов имело место на всех довоенных вагонах, а из послевоенных московских - на МТВ-82. Т-2 таких огней практически не имели (точнее, некоторые вроде бы под них переделывались). Т-3 и К-2 не имели их совсем. Короче, пока из оборудованных под огни вагонов кто-то ещё возил пассажиров - система вполне могла существовать. КМ, например, ушли с линии только в 1974-м. Вполне допускаю мысль, что линзы с цветами маршрутов они могли нести до конца.

Питер

В Питере система маршрутных огней в 90-е годы была подзабыта, но несколько лет назад восстановлена и используется во всех парках, на всех маршрутах и вагонах, а не только на новых, даже на серии вагонов, где они не были предусмотрены, их приспособили, правда только спереди. Кстати, вопрос москвичам: какие именно 10 цветов использовались в Москве?



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 26.11.10 01:02 пользователем Вагоновожатый Макс.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Puhlyishmel  26.11.2010 03:22

Цветовые обозначения маршрутов Московского трамвая были введены с 1 июля 1934г. До этого в лобовых фонарях моторных вагонов оба сигнала были красными, так повелось с самого начала эксплуатации электрического трамвая.
Правый по ходу движения фонарь обозначал "десятки" -левый "единицы".
1-красный
2-синий
3-зеленый
4-желтый
5-оливковый
6-фиолетовый
7-голубой
8-коричневый
9-бело-лунный
0-прозрачное стекло.
литерные маршруты А,Б, В, СК обозначались 91,92,93
Служебные Р,Н -оба красные
Система цветоуказателей маршрутов использовалась до 1960г.Даже первые Чешские Т-2 имели по бокам маршрутоуказателя круглые фонари для цветных линз.

P.S. Подобная тема когда-то уже была.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.

Puhlyshmel, спасибо за ответ, я думаю, московская система маршрутных огней была удобна для пассажиров и водителей, жаль, что ее не сохранили, ведь новые вагоны могли бы оснащаться ею, а при нынешних технологиях пользоваться ею очень просто, например, в питерских новых вагонах цвета задаются программой автоинформатора и меняются автоматически одновременно с изменением маршрута на нем, а сам цвет можно выбрать абсолютно любой, так как они образуются смешением красного, зеленого и синего, как в телевизоре.



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 26.11.10 10:16 пользователем Вагоновожатый Макс.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Eagle755  26.11.2010 10:34

А по мне — не очень удобная. Лучше бы оставили только семь цифр, связанных с цветами по порядку спектра, ноль — как есть, белый. Всё равно ста трамвайных маршрутов никогда в городе не будет, для оставшихся хватит и семидесяти комбинаций
И просьба к модератору — убрать точку из конца названия темы. Она нарушает правила оформления заголовков

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Mousemaster  26.11.2010 10:41

Цитата (Eagle755)
А по мне — не очень удобная. Лучше бы оставили только семь цифр, связанных с цветами по порядку спектра, ноль — как есть, белый.
Предлагаете нумеровать по восьмеричной системе, например 39 = 32+7 = 4*8+7 = зеленый+фиолетовый?
Люди не поймут.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Заец  26.11.2010 11:17

> Подобная тема когда-то уже была.

Там больше по Петербургу, а по Москве такой подробной информации не было imho. Хотя модератору наверно стоит их слить в одну, если есть на то техническая возможность.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Впередсмотрящий  26.11.2010 12:51

Цитата (Заец)
Там больше по Петербургу, а по Москве такой подробной информации не было imho. Хотя модератору наверно стоит их слить в одну, если есть на то техническая возможность.
Если так разбираться, то тут всё разбиралось по 10му разу, так что не стоит особо переживать...
Сама же традиция ЦМО в Москве давно утеряна и врядли возродится когда-либо, да и кол-во м-тов ныне вообщем то особой её нужности не предусматривает (понятно в те времена, когда через остановку шли десяток маршрутов)..
В Питере система ЦМО действует, лично мне очень нравится, но смысл её скорее эстетический чем практический...

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
karelalex  26.11.2010 13:08

Цитата (Eagle755)
Лучше бы оставили только семь цифр, связанных с цветами по порядку спектра, ноль — как есть, белый. ... хватит и семидесяти комбинаций
Из 8 цифр (7 цветных и нуль) можно составить максимум 64 комбинации.
А по теме: если такое и городить в Москве, то вполне хватит одного цвета, главное, чтобы одноцветные маршруты не имели общих кусков.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Олег Бодня  26.11.2010 13:48

Цитата (Дибуны)
В Питере система ЦМО действует, лично мне очень нравится, но смысл её скорее эстетический чем практический...

Вот представьте себе. Зима, холод, мороз. Тёмное в наших широтах утро или не менее тёмный вечер. Трамвайная остановка. Вдали едут два вагона. Стоит их ждать или лучше пойти на другие виды транспорта (if any, конечно)? Маршрутные огни позволяют понять, вагоны каких маршрутов едут к остановке, намного раньше, чем их номера - как бы они не были нанесены. В Питере очень много трамвайных линий с параллельно проложенными автобусными и троллейбусными маршрутами - выбор приходится делать довольно часто. И огни позволяют сделать этот выбор, не замёрзнув до посинения :-)

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
svh  26.11.2010 14:15

Цитата (Олег Бодня)
Вот представьте себе. Зима, холод, мороз. Тёмное в наших широтах утро или не менее тёмный вечер. Трамвайная остановка. Вдали едут два вагона. Стоит их ждать или лучше пойти на другие виды транспорта (if any, конечно)?
Ну и много решит выигрыш в пару-тройку минут, за которые трамваи пройдут растояние видимости этих огней? А система неудобная - фиг запомнишь порядок этих 10 цветов.
Кстати, а где на питерских трамваях эти огни располагаются? А то я что-то ни разу их не видел.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Впередсмотрящий  26.11.2010 14:31

Цитата (svh)
Ну и много решит выигрыш в пару-тройку минут, за которые трамваи пройдут растояние видимости этих огней? А система неудобная - фиг запомнишь порядок этих 10 цветов.
Кстати, а где на питерских трамваях эти огни располагаются? А то я что-то ни разу их не видел.
Вот так к примеру это выглядит на старом ЛВС-86 синий-синий - маршрут №6.

Конечно, такие огни не очень хорошо заметны, на новых же вагонах (пчёлах, ЛВС-2005...) они другие и видны куда лучше..

Вот, даже для сравнения, ещё 6ка:




Редактировано 2 раз(а). Последний раз 26.11.10 14:50 пользователем Дибуны.

О как... В жизни бы не подумал, что эти цветные прямоугольнички что-то обозначают.
svh  26.11.2010 15:00

Цитата (Дибуны)
Вот так к примеру это выглядит...

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Vlad  26.11.2010 16:04

Цитата (Олег Бодня)
И огни позволяют сделать этот выбор, не замёрзнув до посинения :-)

Чего только не придумают, лишь бы по человечески не сделать :)




Редактировано 2 раз(а). Последний раз 26.11.10 16:06 пользователем Vlad.

Re: О как... В жизни бы не подумал, что эти цветные прямоугольнички что-то обозначают.
Впередсмотрящий  26.11.2010 16:07

Очень многие, кстати, не знают. Сам часто жду (ну скажем у Василеостровской) ну и специально обращаю внимание как люди издали пытаются разглядеть номер, 6 или 40, хотя огни (соответственно синий-синий и зелёный-зелёный) давно видны...
Хотя, конечно, после того как "пчёлы" перебросили в 1ый парк софиты "Машек" и "ЛВСов" ещё поди разбери, скорей номер увидишь...
Конечно, как "шарм" это супер и сохранить нужно любой ценой, слишком здорово...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 26.11.10 16:09 пользователем Дибуны.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Arrs  26.11.2010 16:20

Система в СПб более, чем удобная. Во-первых, соотношения "цвет - цифра" у нас нет. Во-вторых, совершенно необязательно запоминать цвета всех маршрутов, достаточно запомнить те, какими пользуешься. Вот, для примера, Бухарестская улица. Ходят маршруты на Лиговский проспект: 25 (красный-зелёный), 49 (синий-красный); на Московский проспект: 43 (белый-белый), 45 (красный-красный).
Ситуация 1 (описанная Олегом). Конкретно: остановка "магазин "Гранат", надо на Лиговский. Туда идут два трамвайных (25, 49) и два автобусных (54, 91) маршрута. Вы видите, что подъезжает какой-нибудь из 54/91. А ещё видите, что на предыдущей остановке (ул. Белы Куна) стоит трамвай. Вопрос: переходить или нет по светофору дорогу? Ответ: однозначно переходить, если софиты "белый-белый" или "красный-красный", и на усмотрение клиента, если софиты "красный-зелёный" или "синий-красный". Вне часа пик или во время сбоя в графике это может сэкономить весьма приличное количество времени.
Ситуация 2. Возьмём ту же остановку "Магазин "Гранат". Вы торопитесь и видите, что к остановке подъезжает трамвай. У вас не очень хорошее зрение, но софиты вы различаете. В зависимости от того, какой это маршрут, вы можете ускориться и успеть сесть, пока трамвай, например, стоит на красный на пешеходном переходе.

Наверняка есть ещё ситуации, когда софиты могут пригодиться. Так что о бесполезности софитов я не говорил бы. Да и опять-таки, соблюдение традиций и эстетики повышают дисциплинированность и культуру обслуживания пассажиров и, как следствие, популярность вида транспорта.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Toman  26.11.2010 16:42

Цитата (svh)
Ну и много решит выигрыш в пару-тройку минут, за которые трамваи пройдут растояние видимости этих огней?

Увы, с введением на НОТ светодиодных электронных маршрутоуказателей ныне используемого образца тема резко поднимает актуальность: номер маршрута на этих светодиодниках насилу разглядишь даже метров с 10. Хорошо ещё на Загородном шоссе, там номер трамвая можно определить по числу вагонов :), а так, где-нибудь ещё, скажем, на Дубининской - если вагон со светодиодником, то надо дождаться (или догнать, если он в пробке) его вплотную, чтобы прочитать номер. Притом, что обычные маршрутоуказатели я читаю более-менее нормально по крайней мере метров за 80-150 (в зависимости от разборчивости использованного шрифта). А светодиодники нечитаемы из-за завышенного контраста яркостей - видно только светящееся пятно.

Цитата
А система неудобная - фиг запомнишь порядок этих 10 цветов.

Это да. Цветов многовато (хотя вроде бы 10 и не настолько уж много, м.б. просто конкретный набор цветов не очень удачен - ну или можно было бы каждую цифру кодировать 2 цветами из более узкого цветового набора). И ещё более усугубляет проблему то, что, например, лично у меня на каждую десятичную цифру (и на каждую букву или звук) есть вполне строго определённый, именно с ней ассоциирующийся цвет - и естественно, он не имеет ничего общего с трамвайными цветами. И, видимо, очень у многих есть такая ассоциация цифр с цветами. М.б. её можно привязать к трамвайной - но для этого надо было бы специально воспитывать с детства таким образом, чтобы вдолбить всем именно этот цветовой код.
Кстати, мой "код" был бы, имхо, совершенно непригоден для трамвая: в нём аж два едва различающихся оттенка коричневого цвета, и целых три оттенка зелёного.

Ну хотя как - вот попробовал табличку из выборки реальных московских номеров сделать - весёленькая, разноцветная вроде, на вид. А насколько там суровые конфликты между путающимися номерами - не знаю...

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Впередсмотрящий  26.11.2010 16:48

Вот, подыскал у себя фото, где вообщем то ЦМО не видны вовсе и номер этой "Машеньки" увидишь явно раньше, да и в принципе, если не знать то понять что это зелёный-зелёный совершенно невозможно...

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Mike  26.11.2010 18:37

Борис Маркус "Московские картинки 1920-х - 1930-х г.г.
-http://www.wmos.ru/book/detail.php?PAGEN_1=58&ID=3540
Старые трамваи
.............
Сейчас уже утрачено одно интересное устройство трамваев. Дело в том, что номера маршрутов размещались тогда спереди и сзади на крышах вагонов. Под белыми дисками номеров располагалась доска с указанием конечных станций маршрутов. Все это есть и сейчас, но только внутри вагона в верхней его части. И соответственно сзади вагона. Но это как раз не главное. Главное то, что по краям доски располагались сигнальные фонарики. Они и сейчас имеются. Только в то время фонарики имели разный цвет в зависимости от номера маршрута. Например, красный фонарик означал цифру "1", синий - "2", а, скажем, зеленый - "3", фиолетовый - 4" и так далее на все десять цифр, включая "0", который цвета не имел. Сочетания цвета фонариков давало возможность получить любой номер маршрута. Например белый справа и зеленый слева говорили, что это маршрут № 3. А синий справа и красный слева давал уже № 21. Издали, особенно, в вечернее время или зимой, когда снег мог залепить номерной диск, эта сигнализация была очень удобна. Я страшно любил отгадывать по огонькам, какой приближается трамвай. Позднее номера и маршруты перекочевали за ветровое стекло вагона. И даже лампы там же оказались. Только цвет перестал использоваться. И разобрать, какой идет номер, можно было только вблизи. Жаль, что теперь нет такой цветной сигнализации.
...............................

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Путеводитель  27.11.2010 02:30

Цитата (Puhlyishmel)
Система цветоуказателей маршрутов использовалась до 1960г.Даже первые Чешские Т-2 имели по бокам маршрутоуказателя круглые фонари для цветных линз.

А в 1960 кому это помешало? Борьба с архитектурными излишествами?

НЯЗ, в Москве софиты были не до 1960 года, а до ~1981, до ухода с линии последних вагонов, имевших софитные фонари - МТВ-82. Первым Татрам-Т2 эти "рога" приделывали в депо, потом на это забили. (0)
Славик  27.11.2010 02:51

Цитата (Puhlyishmel)
Система цветоуказателей маршрутов использовалась до 1960г.Даже первые Чешские Т-2 имели по бокам маршрутоуказателя круглые фонари для цветных линз.

P.S. Подобная тема когда-то уже была.

Re: Разноцветные фонари для определения номера маршрута.
Евгений Лысый  28.11.2010 01:32

Я согласен с теми, кто говорит, что желательно издалека распознавать, по какому маршруту идёт приближающийся автобус/трамвай. Я ранее предлагал автобусы/вагоны разных парков/депо красить в разные цвета (хотя по одной схеме, как то и было в Ленинграде в 1993 году) - потому что вагоны/автобусы разных маршрутов часто бывают из разных парков/депо.

Кто-то в Автобусном форуме предлагал автобусы, подвозящие к метро, красить в тот же цвет, каким эта линия метро обозначена на схеме.

Также номера маршрутов должны быть намного больше. Я никогда не мог понять, зачем делают такие высоченные окна перед водителем? А потом городят опускающиеся по направлящим шторки для защиты от солнца. Окно перед водителем должно быть маленькое, как в РВЗ - говорю по опыту (в РВЗ кстати и естественная вентиляция в кабине замечательная). Но в РВЗ маршрутные фонари бестолковые: узенький длинный фонарь, в который, предполагалось, должны вставлять таблички с описанием маршрута (откуда куда), а над ним маленький фонарик, в который - предполагалось - должны вставлять номер. (В Казани в 1992 году так и вставляли - жестянку с прорезанными цифрами. Это было красиво, и наглядно!)

РВЗвские фонари взяты с МТВ-82, но в МТВ-82 слева и справа от квадратного фонаря с цифрами были округлые фонари для светофильтров, а в РВЗ те круглые фонарики расположили в линию с нижним продолговатым фонарём.

Так вот вместо этих маленьких фонариков в два этажа лучше бы сделали один большой фонарь - и тогда цифры в нём были бы раза в три больше, чем в маленьком МТВ-РВЗвском (и поболее, чем в КТМ и ЛМ, с их высоченными лобовыми стёклами и соответственно низкими маршрутными фонарями).

Правое лобовое стекло может быть и большое - чтобы пассажиры имели хороший обзор, а над ним другой маршрутный фонарь, с текстом, откуда и куда маршрут (лучше, чтобы указывалось только куда идёт вагон в данный момент).

Светодиодные указатели, я согласен, видны только с близкого расстояния (хотя если цифры сделать огромными, видно будет и издали). Их другой недостаток - совершенно не видны при солнце; их надо располагать в глубокой тени, как светофоры под козырьками, хотя и это при низком солнце бесполезно.

Приведённые фотографии вагонов в СПб. неубедительные - их надо было бы снимать в темноте, когда фонари горят. Не могу сказать, насколько такие цветовые указатели полезные - в нашем городе когда-то такие были, но я те сочетания вроде не помнил. Но я тогда был ребёнок, и редко куда-то ездил. Но во всяком случае такие разноцветные фонари украют город! Но только если применяются чистые цвета, напр., газосветные трубки. А когда просто крашеное стекло, с разводами - это бывает не очень красиво.

Ну кстати в Коломне в первой половине 70-х годов в упомянутые выше квадратные фонарики МТВ-РВЗ таки всталяли стёкла с номерами; номера были однозначные, и слева и справа рисовали цветные полосы. В 1987 году спросили одного начальника: а почему не стало таких номеров? Он ответил, что один рабочий был только тем занят, что устанавливал эти номера, а тем временем в-ны ездили без карданов. Ну вот не стало цветных номеров, а в-ны всё равно сыпались... (Теперь в 00-х годах, не сглазить бы, трамвай в Коломне работает лучше, чем в 90-х, и даже лучше, чем в 80-х). А раскрашенные стёклышки в Коломне в депо хранились ещё долго, может до тех пор, пока были РВЗ...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 28.11.10 01:39 пользователем Евгений Лысый.

Re: Чего только не придумают...
Евгений Лысый  28.11.2010 02:02

Цитата (Vlad)
Цитата (Олег Бодня)
И огни позволяют сделать этот выбор, не замёрзнув до посинения :-)

Чего только не придумают, лишь бы по человечески не сделать :)

Изображённое табло - вещь в условиях российских заторов полезная, но всё это стоит денег... А вот зачем такие табло в Европах - непонятно: там если известно, что вагон должен прийти, скажем, в 7:40 - то прибл. так и придёт; если время 7:33 - значит придёт через 7 минут, и чтобы это вычислить, весь этот хай-тех не нужен. А денег - на то, что действительно нужно людям - в Европе тоже часто не хватает; вон в Британии подняли плату за учёбу в университетах, из-за этого какая буза. Но зато у властей всегда есть деньги на всякие транспортные "феньки".

Re: "кошерные зелёно-красные трафареты на 32-м"
Евгений Лысый  28.11.2010 03:08

Цитата (Искандер)
Судя по кошерным зелёно-красным трафаретам на 32-м...

Что в данном случае значит слово "кошерный"?...

Предлагаете гражданам запоминать/имть распечатки раписания всех маршрутов в своем районе/городе?
svh  28.11.2010 10:00

Цитата (Евгений Лысый)
А вот зачем такие табло в Европах - непонятно: там если известно, что вагон должен прийти, скажем, в 7:40 - то прибл. так и придёт; если время 7:33 - значит придёт через 7 минут, и чтобы это вычислить, весь этот хай-тех не нужен.

Re: "кошерные зелёно-красные трафареты на 32-м"
Искандер  28.11.2010 12:30

Зачит то, что он-топ-рилэйтыд.
И ещё, что те трафареты мне нравятся.
Вот только если верить возникшим выше в теме утверждениям, она не совсем исторически-кошерная, бо перапутан красный и синий.

Нет, имелось в виду вывесить список прибытий маршрутов. Вот только многовато места займёт (-)

Цитата (Евгений Лысый)
А вот зачем такие табло в Европах - непонятно: там если известно, что вагон должен прийти, скажем, в 7:40 - то прибл. так и придёт; если время 7:33 - значит придёт через 7 минут, и чтобы это вычислить, весь этот хай-тех не нужен.

Re: Нет, имелось в виду вывесить список прибытий маршрутов. Вот только многовато места займёт
Искандер  28.11.2010 13:19

Хотя бы пражско-варшавское расписание, а то восьмёрка съ её сорокаминутными интервалами задолбала. Не знаешь - то ли с пересадкой на 12 ехать, то ли ждать...

Re: "имелось в виду вывесить список прибытий маршрутов. Вот только многовато места займёт"
Евгений Лысый  28.11.2010 22:22

Почему многовато? В нашем городе, сколь помню, на всех автобусных остановках всегда были фанерки с расписанием всех проходящих маршрутов.

В некоторых городах мира расписания размещают на цилиндре, которых надет на столбик с вывеской остановки, и этот цилиндр можно вращать. Ну а на стенах остановочного навеса можно разместить и вовсе чёрт знает сколько информации.

Мне кажется, это всё дешевле, чем оснащать все автобусы глобальным позиционированием и ставить табло на остановках?

А трамваи в нашем городе днём ходили и ходят через несколько минут, так что пассажирам и нет нужды изучать расписание. Хотя оно всё же должно быть известно пассажирам, на всякий случай.

Re: "имелось в виду вывесить список прибытий маршрутов. Вот только многовато места займёт"
Pau Barcelona  28.11.2010 23:11

Автобусы оснащают GPSами не только для табло, а для контроля за исполнением задания, маршрута. Также GPSами оснащены все машины муниципальных служб, полиции, пожарных. Теперь всегда можно сказать, где конкретно был каждый автомобиль и чего он там делал. А табло повесить на остановках, так почему бы и нет. А вообще GPS очень удобная штука: я, например, работаю в системе мусороуборки и я всегда могу посмотреть на своём компьютере каждый мусоровоз, где он, что делает и скоро ли приедет для разгрузки, можно записать каждое передвижение по городу, что мы и делаем. Так же и маршрутные автобусы можно контролировать, каждый водитель это знает и дисциплина движения повыше, особенно сейчас, в кризис, когда вышибают на улицу за каждый лишний чих, а для пассажира это только выгода в плане удобства. Насчёт бюджета, то такие траты планируются заранее и пустить эти деньги на другие нужды всё равно не удастся, так что оплата учёбы в Англии и оснащение транспорта GPSами там же, ну никак пересекаться не могут.
Что касается софитов на трамваях, то я помню на КТМ1 были с боков от подолговатого маршрутоуказателя стёкла софитов и ночью горели разные цвета, в зависимости от маршрута. Вот за давностью лет и в силу маленького тогда возраста уже не помню, какие именно цвета, а ещё на нашем отрезке ходили трамваи разных типов по разным маршрутам и это тоже, в какоё-то мере, способствовало отмиранию софитов. А когда появились только "Татры", то вначале пытались делать маршрутоуказатели разных цветов, например "двойка"-белый, а "четвёрка"-голубой, но это тоже не прижилось. Хотя, когда основных нормально ходящих маршрутов трамвая с десяток на весь город (экзотических, по вагону-два на маршрут, я не считаю), то софиты, наверное, и не так нужны. Пассажиры и так знают, когда пойдёт какой трамвай.
Настоящую софитную систему я увидел только в Ленинграде, в 1981 году. Там, наверное, нужно это было, когда в то время было под 60 полновесных маршрутов на город м проходило по десятку маршрутов через одну остановку..

Re: "имелось в виду вывесить список прибытий маршрутов. Вот только многовато места займёт"
Впередсмотрящий  28.11.2010 23:20

Совершенно верно, именно когда десяток маршрутов через остановку...Трамваи же в Москве "пощипали" куда раньше, чем в Питере, соответственно и система ЦМО была уничтожена в Москве давно, но а в Питере вот даже решили сохранить, хотя тут скорее уже и традиция...

Re: "имелось в виду вывесить список прибытий маршрутов. Вот только многовато места займёт"
Евгений Лысый  29.11.2010 05:19

Цитата (Дибуны)
Совершенно верно, именно когда десяток маршрутов через остановку...

Отчего же? Если транспорт ходит редко - значит таблица расписания небольшая, нет проблем разместить 10 таких таблиц, а если ходит часто (не реже чем через 15 минут) - то и необязательно вывешивать расписание, достаточно указать интервалы. Хотя где-то расписание всё же должно быть опубликовано, в печатном виде и в интернете.

Надо заметить, что в России расписания на остановке если пишут, то пишут крупно; расписания при этом правда получаются довольно громоздкие. В Америке же если вывешивают расписание - то напечатаное на бумаге, не слишком крупным шрифтом, и заключают в раму под пластик.

Re: Автобусы оснащают GPSами не только для табло, а для контроля за исполнением задания, маршрута
Евгений Лысый  29.11.2010 05:59

Цитата (Pau Barcelona)
Автобусы оснащают GPSами не только для табло, а для контроля за исполнением задания, маршрута. ...маршрутные автобусы можно контролировать, каждый водитель это знает и дисциплина движения повыше...

По идее, да. Но для этого надо, чтобы кто-то отслеживал показания GPS и сравнивал с тем, что должно быть. А то вон в компании VTA в известной Кремниевой Долине все автобусы имеют GPS, а толку? Водители ездят как хотят, другой раз на 5 минут раньше расписания (и пока не напишешь верховному начальнику VTA - ничего не меняется; по указанному телефону компании звонить жаловаться - только время тратить). GPS должна быть соединена с центральным компьютером, и если водила проехал контрольную точку на 1 минуту раньше своего времени - из его зарплаты должна автоматически вычитаться ощутимая сумма денег, и в талончике на зарплату должны разъясняться эти вычеты.

Кстати, и расход топлива каждым водителем должен отслеживаться, и вычисляться средний по маршруту расход; тот, кто съэкономит, должен получать премию, а кто перерасходует, должен платить из своего кармана. Пусть ездят по-умному, и кондиционером не злоупотребляют. Но кому что надо?... Начальству проще повышать плату за проезд и сокращать сёрвис...

Цитата (Pau Barcelona)
Насчёт бюджета, то такие траты планируются заранее и пустить эти деньги на другие нужды всё равно не удастся, так что оплата учёбы в Англии и оснащение транспорта GPSами там же, ну никак пересекаться не могут.

Если бюджет утверждён, в нём что-то изменить правда трудно. Но при составлении бюджета приоритет должен быть отдан здравоохранению, образованию, повышении безопасности людей. На необязательные, а часто и вредные штуки в части транспорта денег оставаться не должно!

Re: Автобусы оснащают GPSами не только для табло, а для контроля за исполнением задания, маршрута
Ant_LV  29.11.2010 11:56

Цитата (Евгений Лысый)
По идее, да. Но для этого надо, чтобы кто-то отслеживал показания GPS и сравнивал с тем, что должно быть. А то вон в компании VTA в известной Кремниевой Долине все автобусы имеют GPS, а толку? Водители ездят как хотят, другой раз на 5 минут раньше расписания (и пока не напишешь верховному начальнику VTA - ничего не меняется; по указанному телефону компании звонить жаловаться - только время тратить). GPS должна быть соединена с центральным компьютером, и если водила проехал контрольную точку на 1 минуту раньше своего времени - из его зарплаты должна автоматически вычитаться ощутимая сумма денег, и в талончике на зарплату должны разъясняться эти вычеты.

Кстати, и расход топлива каждым водителем должен отслеживаться, и вычисляться средний по маршруту расход; тот, кто съэкономит, должен получать премию, а кто перерасходует, должен платить из своего кармана. Пусть ездят по-умному, и кондиционером не злоупотребляют. Но кому что надо?... Начальству проще повышать плату за проезд и сокращать сёрвис...

Нет времени звонить - пишется е-майл. И 1 минута по мне допустимое отклонение от расписания, поскольку во-первых часы у всех разные, да и расписание у водителя имеющееся тоже составлено с точностью всего лишь с точностью до минуты. А по поводу вычетов по опозданиям - чистый совок. Не вычеты должны быть, а премия(бонус) меньше. По факту тоже самое - з/п меньше, а звучит не так отвратительно и демотивирующе.

Re: Автобусы оснащают GPSами не только для табло, а для контроля за исполнением задания, маршрута
ailcat  01.12.2010 20:52

Цитата (Ant_LV)
А по поводу вычетов по опозданиям - чистый совок. Не вычеты должны быть, а премия(бонус) меньше. По факту тоже самое - з/п меньше, а звучит не так отвратительно и демотивирующе.
Не, это не совок, это чистая Америка.

есть три системы оплаты:
"Американская" - когда назначается высокий оклад, а из него вычеты-вычеты-вычеты (в результате можно гордо кричать "у меня оклад 100 тыщ", на деле получая на руки 20-25);
"Европейская" - когда назначатеся базовый оклад, а к нему надбавки-премии-компенсации (в итоге, имея скромный оклад в 900 евро, вполне реально приносить домой 3-4 тысячи);
и "Японская" - когда зарплата складывается из выслуги, лояльности, бла-бла-бал и строчки "как потопаешь, так и полопаешь" (скажем, можно в зарплату приносить 10 мильёнов, из которых 8 будет выслуга и лояльность)

Re: "одна минута по мне допустимое отклонение от расписания"
Евгений Лысый  10.01.2011 01:37

Цитата (Ant_LV)
Цитата (Евгений Лысый)
...в компании VTA в известной Кремниевой Долине все автобусы имеют GPS, а толку? Водители ездят как хотят, другой раз на 5 минут раньше расписания (и пока не напишешь верховному начальнику VTA - ничего не меняется; по указанному телефону компании звонить жаловаться - только время тратить). GPS должна быть соединена с центральным компьютером, и если водила проехал контрольную точку на 1 минуту раньше своего времени - из его зарплаты должна автоматически вычитаться ощутимая сумма денег, и в талончике на зарплату должны разъясняться эти вычеты.

Кстати, и расход топлива каждым водителем должен отслеживаться, и вычисляться средний по маршруту расход; тот, кто съэкономит, должен получать премию, а кто перерасходует, должен платить из своего кармана. Пусть ездят по-умному, и кондиционером не злоупотребляют. Но кому что надо?... Начальству проще повышать плату за проезд и сокращать сёрвис...

Нет времени звонить - пишется е-майл. И 1 минута по мне допустимое отклонение от расписания, поскольку во-первых часы у всех разные, да и расписание у водителя имеющееся тоже составлено с точностью всего лишь с точностью до минуты. А по поводу вычетов по опозданиям - чистый совок. Не вычеты должны быть, а премия(бонус) меньше. По факту тоже самое - з/п меньше, а звучит не так отвратительно и демотивирующе.

Е-мэйл написать тоже надо время, и к тому же компьютер я обычно включаю (в интернете бываю) только по выходным. Но дело не в том, что нет времени звонить или писать, а в том, что толку нет от этих звонков. Отвечают мелкие служащие (сколько их там? Не менее 5 или 6, скорее намного больше); они иногда перезванивают, сообщают, что вашей жалобе присвоен такой-то номер, или что жалоба направлена начальнику водителей, или что даже начальник сделал внушение водителю. Васька-водитель, однако, "слушает, да ест".

В маленьких компаниях дело поставлено лучше: там клиенты звонят непосредственно начальнику водителей. В большой компании должно быть наподобие, но только сначала клиент всё-же должен позвонить в customer service - но далее только назвать номер маршрута (или набрать номер маршрута на телефоне), и звонящего должны соединить с начальником того маршрута.

Цитата (Ant_LV)
1 минута по мне допустимое отклонение от расписания, поскольку во-первых часы у всех разные, да и расписание у водителя имеющееся тоже составлено с точностью всего лишь с точностью до минуты.

Такой допуск - минус одна минута - сохранился с тех времён, когда часы были стрелочные. А теперь везде часы цифровые, более того - интернет, сотовая и спутниковая связь, то есть время везде должно показываться одинаковое и точное? К моему удивлению, сотовые телефоны разных компаний (разных сетей) почему-то показывают время разное! Тем не менее, в автобусах одной компании телефоныы и ДжиПиЭсы, наверное, одной сети, то есть время должны показывать всё же одинаковое? То есть если положено отправляться в 7:40 - водила должен отпр. в 7:40, а никак не в 7:39.

К моему ещё большему удивлению, в упомянутой VTA водители ориентируются не по сотовому телефону - а вот именно по своим часам, как в XIX веке, а их перед выездом поверяют по каким-то главным часам на базе. Причём у них в их тупых американских автобусах стоит даже не сотовый телефон - а какая-то большая коробка, как компьютер, правда с экраном жидкокристаллическим. Вот на всякие "феньки" у VTA деньги есть, а расписание на остановках вывесить - денег якобы нет.

Цитата (Ant_LV)
А по поводу вычетов по опозданиям...
Прошу заметить, я ничего не говорил про опоздания. Я никогда не осуждаю тех водил, кто опаздывает - мало ли что могло их задержать. Но не терплю тех, кто ездит раньше своего времени! Что за проблема - постоять подождать минуту-другую? Кто на это не способен - тот, значит, нервный, и ему не следует водить машину, может быть даже легковую.
Цитата (Ant_LV)
Не вычеты должны быть, а премия(бонус) меньше. По факту тоже самое - з/п меньше, а звучит не так отвратительно и демотивирующе.
Если кто-то что-то украдёт - его посадят, это будет "отвратительно и демотивирующе". Ну так не надо воровать. И не надо ездить раньше своего времени.

Я ранее выразил удивление, зачем на Западе такие табло, показывающие, когда придёт автобус или трамвай - там вроде транспорт более-менее надёжный. В России во многих городах, к сожалению, гор.транспорт застревает в заторах, и такие табло на остановках были бы очень полезные. Может их их экономии делать маленькими, с цифрами в сантиметр, и ставить на высоте глаз человека? Кому надо - подойдёт и прочтёт. Заодно можно было бы сделать устройство аварийной связи, как в лифтах и электричках.

Когда автобус стоит в неопределенном заторе, интервал до его прихода можно выразить только в метрах, но не в минутах. (-) (-)
AgRiG  10.01.2011 12:00

0

Часы у водителя запросто могут опаздывать/идти вперед

Часы у водителя запросто могут опаздывать/идти вперед на две, три, да хоть на пять минут или вообще остановиться, более того, водитель вовсе не обязан их иметь и определять точное время по солнцу, например. А на наших, петербургских вагонах пока ни часов нормальных, ни GPS нету, так что транспорт можно ждать с точностью плюс-минус сколько хотите...



Редактировано 1 раз(а). Последний раз 10.01.11 19:03 пользователем Вагоновожатый Макс.

Re: Часы у водителя запросто могут опаздывать/идти вперед

Всякий уважающий себя водитель-профессионал найдет себе хорошие часы, не обязательно дорогие, но более-менее точные ))) За столько лет работы, я например, просто не могу представить, как можно без причины отступить от расписания. Не помню, как в современной ДИ водителя, а раньше обязанность иметь часы и перед заступлением на смену сверить их с диспетчерскими была прописана. Что касается GSM и прочего, конечно первому трамвайному СПБ повезло, на большинстве вагонов бортовой комп, и часы там предусмотрены, а вот насчет GSM - на некоторых вагонах стали появляться блоки ГЛОНАСС, GSM во как :) пока не подключенные ...

Re: "одна минута по мне допустимое отклонение от расписания"
gourry  11.01.2011 11:39

Цитата (Евгений Лысый)

Такой допуск - минус одна минута - сохранился с тех времён, когда часы были стрелочные. А теперь везде часы цифровые, более того - интернет, сотовая и спутниковая связь, то есть время везде должно показываться одинаковое и точное? К моему удивлению, сотовые телефоны разных компаний (разных сетей) почему-то показывают время разное! Тем не менее, в автобусах одной компании телефоныы и ДжиПиЭсы, наверное, одной сети, то есть время должны показывать всё же одинаковое? То есть если положено отправляться в 7:40 - водила должен отпр. в 7:40, а никак не в 7:39.

К моему ещё большему удивлению, в упомянутой VTA водители ориентируются не по сотовому телефону - а вот именно по своим часам, как в XIX веке, а их перед выездом поверяют по каким-то главным часам на базе. Причём у них в их тупых американских автобусах стоит даже не сотовый телефон - а какая-то большая коробка, как компьютер, правда с экраном жидкокристаллическим. Вот на всякие "феньки" у VTA деньги есть, а расписание на остановках вывесить - денег якобы нет.

Как раз собственные наручные часы с регулярной сверкой с эталоном - замечательнейший вариант, хотя те, кто сотовый телефон из рук не выпускают свято уверены, что часы уже отмерли.

Точность в пределах минуты более чем достаточна. Могу например констатировать, что полночь по серверу синхронизации MS и по первому каналу телевидения и та не совпала в этом году:)

DAMPS умеет внутри себя время синхронизировать? В GSMовских телефонах во всяком случае время задается в настройках телефона (возможно есть какие-то отдельные модели, проворачивающие это через инет сервера, равно как и модели с "полноценными" ОС типа симбиана или винмобайла, где это можно сделать софтово). "Системное время сети" обычные телефоны получают разве что в различных сервисных сообщениях типа информации о свойствах СМС.

Re: "одна минута по мне допустимое отклонение от расписания"
karelalex  11.01.2011 12:33

Цитата (Евгений Лысый)
Тем не менее, в автобусах одной компании телефоныы и ДжиПиЭсы, наверное, одной сети, то есть время должны показывать всё же одинаковое? То есть если положено отправляться в 7:40 - водила должен отпр. в 7:40, а никак не в 7:39
У меня даже функция автоматический часовой пояс и та ни разу не сработала, а Вы про синхронизацию по GSM. Однако установка GPS на подвижной состав проблему решит. Ибо там время можно получать прямо со спутника, причём знание времени для приёмника является обязательным, если я правильно помню принцип работы этой системы.

Re: Когда автобус стоит в... заторе, интервал до его прихода можно выразить только в метрах, но не в минутах
Евгений Лысый  16.01.2011 08:37

Это верно! Поэтому указывать надо не через сколько минут придёт - как это, действительно, рассчитать? - а какую остановку прошёл. Ну вот Вы кстати навели на мысль: надо на всех остановках указывать километраж. Скажем, пассажир стоит на остановке с указателем "4,2 км", а табло сообщает, что автобус прошёл ост. такую-то - "2,7 км" - и пусть пассажир прикидывает, за сколько времени автобус преодолеет оставшиеся 1,5 км.

На эту мысль также навели распечатки-раскладушки расписаний дизеь-поездов "Caltrain", San Jose - San Francisco. В них таки приведён километраж, вернее mileage.

Кстати, на этой ж.д. если дизель-поезд опаздывает, то сообщают, голосом и на табло, на сколько приблизительно минут он опаздывает.

Re: "одна минута... - допустимое отклонение от расписания"?
Евгений Лысый  16.01.2011 09:05

Спасибо всем за разъяснение про часы. Выходит, даже телефоны одной сети не обязательно показывают точное время...

А что такое GSM?

По-хорошему, лучше всё же ездить на минуту позже, тем более при такой неясности с часами. Таким образом дать шанс бедолагам, которых мало ли что могло задержать, или просто чей автобус/трамвай опаздывает, и они не успевают на пересадку на наш автобус/трамвай.

Бывало, раньше по ТВ время показывали с точностью до секунды, и я часы ставил так, чтобы они отставали на 15 секунд. И примечал, в каком положении находится минутная стрелка, когда секундная на нуле. Отправлялся по секундной.

А потом то ли секунд не стали показывать по ТВ, а то ли, скорее, получил служебную ращию, суть сотовый телефон - и полагал, что она показывает точное время. Ну то есть гляжу на свои часики (стрелочные, я их кстати люблю больше, чем цифровые - они более наглядные, и более какие-то живые, кто сказал: часы словно пытаются стрелками, как руками, схватить время) - но на контрольных точках сверялся с телефоном. Ну вот получается напрасно я на него так полагался.

Re: "одна минута... - допустимое отклонение от расписания"?
gourry  16.01.2011 11:07

Цитата (Евгений Лысый)
Спасибо всем за разъяснение про часы. Выходит, даже телефоны одной сети не обязательно показывают точное время...

А что такое GSM?

По-хорошему, лучше всё же ездить на минуту позже, тем более при такой неясности с часами. Таким образом дать шанс бедолагам, которых мало ли что могло задержать, или просто чей автобус/трамвай опаздывает, и они не успевают на пересадку на наш автобус/трамвай.

Бывало, раньше по ТВ время показывали с точностью до секунды, и я часы ставил так, чтобы они отставали на 15 секунд. И примечал, в каком положении находится минутная стрелка, когда секундная на нуле. Отправлялся по секундной.

А потом то ли секунд не стали показывать по ТВ, а то ли, скорее, получил служебную ращию, суть сотовый телефон - и полагал, что она показывает точное время. Ну то есть гляжу на свои часики (стрелочные, я их кстати люблю больше, чем цифровые - они более наглядные, и более какие-то живые, кто сказал: часы словно пытаются стрелками, как руками, схватить время) - но на контрольных точках сверялся с телефоном. Ну вот получается напрасно я на него так полагался.

GSM - самый распространенный в европе и снг стандарт сотовой связи. Как уже говорил, часы настраиваются на самом телефоне. При этом у сотовой сети совершенно свое время (я из Уфы, МСК+2, а если посмотреть время отправки смски принятой, то там будет МСК).

А какой стандарт и телефон у вас - бог его знает. Может, какой-то способ синхронизации там есть, а может часы в него самое встроены:)

Re: НЯЗ, в Москве софиты были не до 1960 года, а до ~1981, до ухода с линии последних вагонов, имевших софитные фонари - МТВ-82. Первым Татрам-Т2 эти "рога" приделывали в депо, потом на это забили.
Leo53  30.01.2011 23:18

Цитата (Славик)
Цитата (Puhlyishmel)
Система цветоуказателей маршрутов использовалась до 1960г.Даже первые Чешские Т-2 имели по бокам маршрутоуказателя круглые фонари для цветных линз.
P.S. Подобная тема когда-то уже была.
в 70-е годы в Москве точно помню, что были. Причём на деревянных двойных огни были видны издалека, да и сами номера делались на больших круглых табличках с подстветкой. Были и фонари на троллейбусах в то время, а на автобусах их сняли гораздо раньше - были 3 цветных фонаря

Re: НЯЗ, в Москве софиты были не до 1960 года, а до ~1981, до ухода с линии последних вагонов, имевших софитные фонари - МТВ-82. Первым Татрам-Т2 эти "рога" приделывали в депо, потом на это забили.

Цитата (Leo53)
в 70-е годы в Москве точно помню, что были. Причём на деревянных двойных огни были видны издалека, да и сами номера делались на больших круглых табличках с подстветкой. Были и фонари на троллейбусах в то время, а на автобусах их сняли гораздо раньше - были 3 цветных фонаря

А кроме ЗиС-154 и ЗиС-155 тройные цветные фонари на автобусах послевоенной постройки вообще имелись? По-моему, нет.

Re: НЯЗ, в Москве софиты были не до 1960 года, а до ~1981, до ухода с линии последних вагонов, имевших софитные фонари - МТВ-82. Первым Татрам-Т2 эти "рога" приделывали в депо, потом на это забили.
Иван Волков  03.02.2011 02:56

тройные фонари... знаки автопоезда, что ли? они на Икарусах-280 были точно. Но не на всех.

Re: НЯЗ, в Москве софиты были не до 1960 года, а до ~1981, до ухода с линии последних вагонов, имевших софитные фонари - МТВ-82. Первым Татрам-Т2 эти "рога" приделывали в депо, потом на это забили.

Цитата (Иван Волков)
тройные фонари... знаки автопоезда, что ли? они на Икарусах-280 были точно. Но не на всех.

Да нет, это совсем другое. Три оранжевых фонаря как знак автопоезда были утверждены по ПДД только в 1980 году, до этого был жёлтый треугольник с белой обводкой. А на ЗиС-154 и 155 стояли три фонаря, на которых, как я понимаю, могли меняться светофильтры в зависимости от комбинации цифр в номере маршрута. Стояли они, кстати, именно там, где теперь ставят нынешние автопоездные фонари.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.002 seconds ]