Стандарт на маршрутоуказатели
McFly
26.10.2010 12:57
Существует некий федеральный стандарт, регламентирующий размеры маршрутоуказателей, их расположение. ГОСТ или СНиП, точно не знаю. Кто знает? Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Антон Чиграй
26.10.2010 13:13
ГОСТ 25869-90, ещё советский, поэтому уши советских реалий торчат из каждого пункта, и например ЭМУ ещё не предусматривались в принципе за отсутствием оных в серийном производстве. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПАССАЖИРСКОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 2.1. Информационное обеспечение автобусов, троллейбусов, трамваев (далее - подвижного состава) должно содержать объем информации для пассажиров по вопросам организации их перевозки. Информационное обеспечение подвижного состава производят посредством звуковой и визуальной информации. 2.2. Звуковую информацию осуществляет водитель подвижного состава или автоинформатор по громкоговорящей связи с целью четкого и своевременного оповещения пассажиров о наименованиях остановочных пунктов, своевременности оплаты проезда, возможных пересадках и т.д. Информацию передают на двух языках - национальном языке союзной республики и русском. 2.3. Визуальную информацию наносят на указателях, схемах маршрутов и информационных табличках подвижного состава. 2.4. Указатели маршрутов подвижного состава должны содержать информацию о номерах маршрутов, названиях начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктах. 2.5. По месту расположения на подвижном составе указатели маршрутов (далее - указатели) подразделяют на передние, боковые и задние. 2.6. На переднем указателе подвижного состава указывают номер маршрута и названия начального и конечного остановочных пунктов. Допускается наносить только номер маршрута, если конструкция ниши не позволяет разместить всю информацию. В автобусах пригородных маршрутов на переднем указателе наносят номер маршрута и названия начального и конечного остановочных пунктов. В автобусах междугородных и дальнего следования на переднем указателе наносят только названия начального и конечного остановочных пунктов. В автобусах, следующих по маршруту с ограниченным числом остановок и с оплатой проезда по повышенному тарифу, на переднем указателе наносят номер маршрута, названия начального и конечного остановочных пунктов и надпись "Экспресс". Допускается наносить на переднем указателе только надпись "Экспресс". Передний указатель, освещаемый в темное время суток, устанавливают в специальной нише, предусмотренной конструкцией подвижного состава. При отсутствии ниши допускается установка переднего указателя внутри салона на специальном держателе за ветровым стеклом, при условии обеспечения требований необходимой обзорности с места водителя в соответствии с ГОСТ 28070. 2.7. На боковых указателях городских и пригородных маршрутов указывают их номера, названия начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктов. В автобусах междугородных и дальнего следования на боковых указателях наносят названия начальных и конечных остановочных пунктов. Допускается наносить названия одного или двух основных промежуточных остановочных пунктов. В автобусах экспрессных маршрутов на боковых указателях наносят их номера, названия начальных и конечных остановочных пунктов и, над ними, надпись "Экспресс". В автобусах РАФ, используемых в качестве таксомоторов, на боковых указателях наносят номера маршрутов, названия начальных и конечных остановочных пунктов. Боковые указатели следует устанавливать в специальных нишах, предусмотренных конструкцией подвижного состава. При отсутствии ниш боковые указатели устанавливают возле входных дверей в специальных держателях снаружи у нижней окантовки оконного проема или внутри салона за боковым стеклом. В двух- и трехвагонном подвижном составе боковые указатели устанавливают у входной двери каждого вагона. В сочлененном подвижном составе устанавливают один боковой указатель у задней входной двери. 2.8. На задних указателях указывают только номера маршрутов. Задние указатели устанавливают в нишах, если это предусмотрено конструкцией, или в специальных держателях за задним стеклом. В автобусах междугородного и дальнего следования задние указатели не устанавливают. 2.9. Указатели маршрутов изготовляют заводы-изготовители подвижного состава; они входят в комплект поставки. Допускается боковые указатели изготовлять транспортным предприятиям. При отсутствии в конструкции подвижного состава специальных ниш для указателей заводы-изготовители должны устанавливать для них специальные держатели. Держатели должны обладать жесткостью крепления и удобством замены указателей в процессе эксплуатации. 2.10. На передних и боковых указателях названия остановочных пунктов должны наноситься на двух языках в две строки: верхняя - на национальном языке союзной республики; нижняя - на русском языке. 2.11. Надпись "Экспресс" на переднем и боковом указателях наносят красной краской над наименованиями остановочных пунктов. 2.12. Освещение переднего и заднего указателей маршрутов, а также размеры информационных надписей на всех указателях маршрута следования должны обеспечивать их читаемость в светлое и темное время суток: на переднем и заднем номере маршрута с расстояния не менее 15 м, на боковом указателе - с расстояния не менее 3 м. Читаемость информации определяют визуально в светлое и в темное время суток. 2.13. Схемы маршрутов, предназначенные для информации пассажиров о последовательности прохождения всех остановочных пунктов маршрута, устанавливают в салонах подвижного состава в местах, удобных для обозрения пассажирами. На схеме маршрута наносят графическое изображение маршрута с названиями начального, конечного и всех промежуточных остановочных пунктов. 2.14. Информационные таблички, устанавливаемые в салонах, предназначены для информации пассажиров об организации их перевозки на данном виде подвижного состава. 2.15. Информационные таблички должны содержать следующий объем обязательной информации: инвентарный номер подвижного состава; индекс и номер телефона транспортного предприятия; места для пассажиров с детьми и инвалидов (для подвижного состава городских маршрутов); место расположения огнетушителя; место расположения кнопки экстренной остановки; место расположения аптечки; правила пользования подвижным составом; вход и выход; места аварийных выходов (через окна, двери, люки) с указанием способа их открывания. 2.16. Информационные надписи на табличках могут дополняться или заменяться соответствующими символическими изображениями (пиктограммами). 2.17. Фон указателей маршрута, схем маршрута, информационных табличек должен быть белого цвета; информационные надписи - черного цвета. Цветографическое решение пиктограмм - черно-белое или цветное. Информационные надписи на табличках, обозначающих аварийные выходы, должны быть красного цвета. 2.18. Цветовое кодирование номеров маршрутов в указателях устанавливают республиканские министерства и ведомства по принадлежности вида транспорта. Более новые упоминания содержатся в правилах перевозок (постановление Правительства РФ от 14.02.2009): 29. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. 30. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок. 31. Высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле транспортных средств категории "M3", - минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. 32. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов. 33. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок. 34. Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок. 35. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью "Вход" или наносится надпись "Вход". 36. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика. 37. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа; д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; е) указатели мест расположения огнетушителей; ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил. 38. В транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется выход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с внутренней стороны укрепляется табличка с надписью "Выход" или наносится надпись "Выход". 39. Вместо указателей, предусмотренных подпунктами "д" - "з" пункта 37 настоящих Правил, допускается использование соответствующих символических изображений (пиктограмм). 40. Помимо информации, указанной в пункте 37 настоящих Правил, внутри транспортного средства может размещаться другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа. Re: Стандарт на маршрутоуказатели
E69
26.10.2010 13:24
Сейчас ориентируются на Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом 2009 г.:
Re: Стандарт на маршрутоуказатели
McFly
26.10.2010 16:19
А какова должна быть высота бокового маршрутоуказателя? Я сначала прочитал - 140 мм, - но это для переднего. Re: Стандарт на маршрутоуказатели
FanTrans
28.10.2010 18:50
А откуда пошла традиция писать номер маршрута на жёлтом фоне? Во многих населенных пунктах это практикуется. Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Владислав Мартианов
28.10.2010 20:15
И вовсе не обязательно на синем. На краснодарских Т-3 номера поначалу наносились чёрные на белый фон, а затем и до сих пор белые на синий. И на КТМ-5 тоже. Редактировано 1 раз(а). Последний раз 28.10.10 20:15 пользователем Владислав Мартианов. Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Андрей Подрубаев
28.10.2010 23:44
Исследования показали, что чёрный на светло-жёлтом обеспечивает лучшую видимость, чем чёрный на белом. Но те, кто рисуют трафареты, про это не знают, и поэтому часто делают жёлтый настолько тёмным, что видимость делается хуже. Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Олег Бодня
29.10.2010 17:58
Можно ссылку на эти "исследования"? А то вот издатели печатной продукции как-то не спешат переходить с белой бумаги на жёлтую. Да и на этом форуме почему-то до сих пор белый, а не жёлтый фон взят за основу. И если в бумажном враианте можно говорить об определённой экономии краски (которая при современных технологиях зачастую не так существенна), то компьютеры позволяют выводить любой фон текста, хоть серо-буро-малиновый. Дело не в лучшей видимости (это - бред), а в том, что при большом количестве текста номер маршрута требует какого-то выделения. Хоть цветом, хоть фоном. Второе и применяется многие годы в Ленинграде - Петербурге, из которого, вероятно, и разошлось по другим городам и весям. Re: Стандарт на маршрутоуказатели
ailcat
01.11.2010 20:57
1) я результаты подобных исследований видел под грифом ДСП - и положенный срок еще не истек. Из "гражданского" обратитесь к учебникам по авиационной светотехнике и 14 приложению ИКАО - там многое поясняется. 2) "этот форум" не принято читать с расстояния 20 метров и за полсекунды "снимать информацию". А "черный на желтом", как и "желтый на синем" - это сочетания "быстрого восприятия", то есть рефлекторно выделяемые человеком на общем фоне и, что немаловажно, "фотографируемые" сетчаткой (т.е распознается не само изображение в момент обнаружения, а его "след" на сетчатке) - что, согласитесь, весьма актуально в случае раскачивающегося транспаранта вагона или, наоборот, знака на остановке при виде из движущегося вагона. Сочетание "черный на белом" здесь - наихудшее, т.к. очень долго распознается (белый фон не "фотографируется" глазом, поэтому мозг распознает ту картинку, что видит глаз), хотя и обладает высокой читаемостью благодаря наибольшему контрасту (потому и используется на сайтах и в газете, где текст неподвижен). "Белый на черном" распознается гораздо быстрее, но с больших расстояний тёмный фон "замыливает" светлый текст, делая его малоразборчивым. Белый на синем - разумный компромисс: высокая читаемость + малое время распознавания (очень удобное сочетание для маршрутных транспарантов, подсвечиваемых изнутри). Желтый на синем и черный на желтом = мгновенное считывание + приемлемая читаемость 3) Пришло это сочетание, кстати, не из Питера, а из авиации, которая, благодаря специсследованиям, знала о таких сочетаниях еще в 20-х годах (когда цветовые схемы обозначения маршрутов ОТ были только в Ленинграде), и, естественно, небогатое государство это цветовое кодирование (первоначально разрабатываемое для авиации) вовсю распространяло на остальную жизнь (кроме автопрома, пожалуй - там до 60-70-х довлела "сименсовская" система из "большой энергетики": зеленый - выключено, но "в готовности", красный - включено). 4) номер маршрута с 1800-х годов и по сей день выделяется не цветом, а расположением (особенно это было заметно в вагонах 40-60-х годов разработки) и размером. Так что дополнительного выделения еще и фоном или цветом - не требует (хотя такое выделение, конечно, повышает время распознавания благодаря "фильтрации" ненужной части транспаранта по цвету)... Re: Стандарт на маршрутоуказатели
FanTrans
04.11.2010 13:02
Хм, так для создния жёлтого фона тоже придётся расходовать краску принтера:) Так что использование белых (неокрашенных) листов для документов - огромная экономия краски. Но не лучше ли испоьзовать, как когда-то, бумагу естественного, кремого цвета? Чтобы не тратиться на отбеливание. Сочетание "Чёрный на кремовом" лучше, чем "Чёрный на белом"? Редактировано 1 раз(а). Последний раз 04.11.10 13:04 пользователем FanTrans. Re: Стандарт на маршрутоуказатели
ailcat
04.11.2010 17:40
Нет, не лучше. 1) для статичного текста, тем более находящегося на малом расстоянии от глаз, важно не быстрое считывание, а наименьшее утомление глаз. А для этого нужен максимальный контраст - который и дает "черный на белом". Другое дело, что не всегда тербуется идеальная белизна - что вы, наверняка, замечали по цвету газетной бумаги (она отнюдь не идеально белая). 2) коричневый (кремовый = светло коричневый), бурый, красный, пурпурный - "замыливают" черный текст, сильно ухудшая его читаемость даже на светлом фоне. Вам оно надо? Хотите примера? - дойдите до остановки НОТ и посмотрите на вывески (которые оранжево-бурого цвета вместо положенного желтого): они читаются издалека? Фиг! хотя размер цифр позволяет "снять" информацию за 12-15 метров, возможность прочесть цифры появляется лишь при приближении на 2-4 метра... Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Олег Бодня
08.11.2010 10:32
В теории это всё, скорее всего, верно. И в качестве примера даже лучше привести дорожные знаки - информационные с чёрным текстом на жёлтом фоне, а также запрещающие и предупреждающие с яркой жёлто-фосфорной окантовкой. Но на практике ни автобусные таблички, ни краснодарские троллейбусные маршрутоуказатели (они как раз жёлтые с чёрным текстом) некрасивы и неудобны. Думаю, что это связано с двумя вещами - применением дешёвой тёмно-жёлтой краски для фона и отсутствием нормального освещения маршрутных таблиц в тёмное время суток. Поэтому уж лучше делать маршрутоуказатели на белом фоне (тёмно-белый фон сделать гораздо труднее :-)), что и наблюдается в той же Москве. А все эти научные изыски оставить для авиации и дорожных служб :-) Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Андрей Подрубаев
10.11.2010 10:48
Ой ли? :) Сравни читаемость штатного маршрутника "светло-серыми буквами на тёмно-белом фоне" и обычной доски "чёрным по белому" за лобовым стеклом. http://fotobus.msk.ru/photo/76117/ Re: Стандарт на маршрутоуказатели
Олег Бодня
11.11.2010 14:24
В данном примере это уже недоработка ЛиАЗа - слишком большое расстояние от плёночного указателя до лицевой поверхности автобуса + два стекла между ними. Не надо было поверх старой металлической маски ещё и пластиковую ставить. Впрочем, ликинцы быстро поняли, что они в этом плане не правы, и сделали новый дизайн линейки 5256/6212.
|
© "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024. © Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003. |
AT. |
[ Generated in 0.002 seconds ]