ТРАНСПОРТ в России
Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>
Статья про ушедший Тм27
Алексей Чарыков  20.02.2004 00:13

Вот тут обнаружена следующая красивая статья:

Исчезнувшие трамваи

Екатерина Бобракова-Тимошкина

Маршрут №27

ПО УЛИЦЕ Нижняя Масловка ходят троллейбусы, автобусы, маршрутное такси. Но все они сворачивают, а у моего дома останавливается (вернее, останавливался) только двадцать седьмой трамвай. И днем, и ночью (особенно ночью) сквозь кирпично-хрущобные стены нашей квартиры на девятом этаже, даже там, где окна выходят во двор, был слышен шум трамвая – лязг колес о рельсы, искрение токоприемника, иногда нежный звоночек сигнала. Трамвай ходил регулярно, присутствие его и ощущалось постоянно, и не замечалось – как обручальное кольцо на пальце.

Двадцать седьмой маршрут необычен, он образует нечто вроде подковы – выходя из депо на улице 8 Марта, у платформы «Гражданская», трамвай огибал мой микрорайон и Тимирязевский парк и, наконец, достигал метро «Войковская», где разворачивался, чтобы отправиться в нелегкий обратный путь. Этот факт в детстве меня весьма занимал, ибо, чтобы попасть к родственникам, живущим в районе улицы Космодемьянских, по выходе из Войковской мы с родителями проезжали несколько остановок на 27-м, другие тамошние маршруты не годились; это был тот самый трамвай, что возле дома, но вроде бы и не тот.

Постепенно подкова, как магнит, стала притягивать к себе знакомых и близких мне людей. Кроме вышеупомянутых родственников, в непосредственной близости к маршруту проживают: еще одна новообретенная родственница; близкая мамина подруга (на этом же маршруте работают и она, и мама, притом в разных местах); несколько моих девичьих увлечений, поклонников и просто бывших одноклассников; классная руководительница; репетитор по английскому; одна из моих подруг переехала с остановки Кинотеатр «Прага» на остановку Станция метро «Дмитровская» – и это если не считать непродолжительных и малоприятных знакомств.

А каков собственно маршрут! Чего стоит, например, Областная психиатрическая больница №1 (ул. 8 Марта,1) – там, порою, такие персонажи садятся! (Есть еще диспансер на улице Костякова, но он не входит в местный фольклор.) В парке «Дубки» мы с папой в 1987 году ловили плотву; в Тимирязевском парке (до которого можно пешком дойти с любой остановки трамвая) близ платформы «Гражданская» наш класс занимался физкультурой; на остановке Дом культуры Горького (Дворец бракосочетания №4) мы с мужем сочетались браком, а на остановке Пасечная улица гуляли свадьбу (как вы догадались, добрая половина гостей шла домой по рельсам)...

В пору нежного отрочества это был мой любимый прогулочный маршрут – полпути пешком, обратно на трамвае; или до самой Войковской на трамвае, а домой на метро; или после школы с компанией одноклассников – не в гости, а просто так, на трамвае ведь! В те поры даже посидеть под окнами любимого, но равнодушного ко мне субъекта я, отринув гордость, отправлялась на 27-м. Мне нравилось, что все остановки я знаю наизусть, нравилось наблюдать, как приветствуют друг друга при встрече водители (сигналом, улыбкой, взмахом руки), это был поистине Мой Трамвай, потому что мне было, куда на нем ездить, и потому что я знала о нем почти все.

Накануне нового 1999 года брат, сотрудник Мосинжпроекта, поведал, что трамвай с нашей улицы снимут, ибо она – третье кольцо, а рельсы сужают проезжую часть. Предложение общественности пустить трамвай по скверу, разделяющему стороны движения, наше начальство не поддержало – там якобы ради этого надо вырубать деревья (хотя после 21 июня 1998 года нечего вырубать), и несколько месяцев назад трамвай исчез – внезапно и навсегда. Обряд жертвоприношения прогрессу свершился.

Говорят, двадцать седьмой и сейчас ходит по искалеченной, обрубленной по самую «Дмитровскую» подкове – не знаю. Мне его с тех пор видеть не пришлось. По нашей культе тем временем пустили вонючий автобус под диковинным номером 727 – по одной и той же стороне улицы в обе стороны. Люди добрые при посадке путаются да бранятся – они потеряли самого старого и верного друга. А я только сейчас осознала, что трамвая ни на Нижней, ни на Верхней Масловке не будет – когда начали снимать рельсы и закатывать асфальт. Уже к моему дому подбираются.

Ещё статья оттуда же. (+)
Дмитрий Ганин  20.02.2004 21:28


http://www.guelman.ru/neo/03/99314-46.html

Аннушка
Александр Щипин

АННУШКА. Ан-нуш-ка. Сижу и пробую слово на вкус. Нет, это не три шажка Владимира Владимира – скорее, поцелуй. Легкий поцелуй, почти братский. Почти. Сестренка Аннушка.
Да, вот еще что: мне не хочется брать ее имя в кавычки. Вы ведь уже поняли – это история любви.
Она была единственной. Она была необычной. Черт возьми, она была неудобной. Депо Аннушки устроилось почему-то за транспортным заводом – зеленокрышим и обесколоколенным храмом Фрола и Лавра – так что последняя остановка выходила какой-то куцей: до дома оставалось еще минут семь ходьбы. Взрослые вглядывались в конец улицы, ища «третий» или «тридцать девятый». Я влюблялся. Я не знал, что теперь так будет всегда – изящный каприз, неправильная походка, след от ветрянки над скулой. Жизнь, как книги Набокова, полна намеков и подсказок. Впрочем, не много ли набоковых в чужом городе? Ну их, в самом деле. Мимо, читатель. Ride by.
Мы любим за недостатки. Моя Аннушка – та, которую я помню и люблю, – родилась по недоразумению, став плодом неудачной попытки замкнуть Бульварное кольцо. Ни в изначальном своем виде, ни по послевоенному проекту она не забиралась так далеко на юг, почти к самому моему дому. Но она смогла. Пробилась, порвав Кольцо, превратившись в обычный трамвай. Почти обычный. Аннушка. Имя было только у нее – остальные щеголяли лагерно-барачными номерами. (Букашка была только прозвищем, Верочки я не застал – значит, ее не существовало.)
Зацепа – Новокузнецкая – Чистые пруды. Дом – бабушка с дедушкой – детский сад. Всегда есть что-то, на чем держится твой мир. Я помню ее маршрут наизусть, перебирая, как четки, остановки у дома. Возьму наугад, самое выпуклое.
Дом бабушки с дедушкой. Один из красивейших домов Замоскворечья. Здесь стоял на балконе восхищенный Иван Грозный, пряным голосом Яковлева радуясь «лепоте». Здесь внизу, в магазине «Свет», десятки люстр ждали, когда мы с сестрой дотянемся до выключателей. Здесь на имевшие отдельный вход лестницы было жутковато заходить даже днем. Хм. Наверное, вы правы. Замоскворечье. Уголок старой Москвы. Ансамбль. Не вписывается. Уродует.
Но я здесь вырос. «Дома были для него нерушимыми, неприступными горами. Он писал о них так, как иной поэт писал бы о горах.» (Г. К. Честертон) Для меня нет ничего более естественного и незыблемого, чем этот дом. То же относится и к высотке на Котельнической. Может быть, она действительно закрывает перспективу, портит вид, нарушает гармонию. Может быть. Но именно здесь после многочасовой очереди с перекличками шла моя первая «Великолепная семерка», именно здесь начался тот день, когда... Впрочем, это вас уже не касается. Просто маршрут Аннушки приносит мне счастье, словно подаренный в детстве амулет.
Что еще? Скамейка на Яузском бульваре, где я спал этим летом, угловой сталинский дом с колоссами при входе (мужчина с отбойным молотком, женщина со снопом и винтовкой – она, как всегда, успевает все) и неожиданной усадьбой во дворе, пруд под индийским рестораном... На каждые сто метров пути Аннушки можно написать по рассказу, на каждые триста – по повести. Весь маршрут, конечно, роман. Мой роман. Наш. Теперь он закончился. Так, как заканчивается несколько хороших романов и много плохих. Аннушка умерла. Вы видели раскрашенные трамваи с пугающей надписью «Москваннушка» на боках? Они считают, что воскресили ее. Добропорядочный трамвай с ностальгическим колоритом и удлиненным маршрутом. Долорес Скиллер. Это единственное бессмертие, которое тебе оставили.

Список темНовая темаПоискПравилаВойти Темы: <<>>


©  "ТРАНСПОРТ В РОССИИ", 2003-2024.
©  Дизайн - интернет-ателье "Рузайн" (Rusign), 2003.
Rambler's Top100
AT.

[ Generated in 0.005 seconds ]